Поисковики Татарстана вернулись из очередной поисковой экспедиции в Мурманскую область

Поисковики Татарстана вернулись из очередной поисковой экспедиции в Мурманскую область
27.03.2023

В период с 18 по 25 марта 2023 года инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» из представителей поисковых отрядов «Разведка», «Бентос», «Татнефть-Поиск» Региональной Молодежной Общественной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан совместно с представителями поискового отряда «Икар» (г. Мурманск), аквалангистами мурманского дайвинг-клуба, представителями музейного комплекса «Экологический этнографический комплекс «Поморская Тоня Тетрина», были продолжены работы на месте падения самолета Пе-3бис из состава 95-го истребительного авиационного полка Особой морской авиагруппы ВВС СФ, пропавшего без вести при перелете с аэродрома Ваега (г. Североморск Мурманской области) на аэродром Ягодник (г. Архангельск) 8 мая 1943 года.

Тогда, 8 мая 1943 года при перелете пропали без вести два самолета Пе-3. Один из них, разбился в районе Бабозера. Место его падения было обследовано инициативной группой проекта «Крылья Татарстана» в мае 2021 года: https://otechestvort.ru/news/2021/029_krylya_tat.html

Экипаж погибшего самолета в составе летчика, младшего лейтенанта Свириденко Ивана Ермолаевича, штурмана, младшего лейтенанта Лудцева Степана Федоровича, механика по радио, старшего техника-лейтенанта Бойцова Ивана Николаевича, и авиамеханика старшего, техника-лейтенанта Грудина Василия Александровича были изначально захоронены 5 июня 1958 года в поселке Краснощелье Ловозерского района Мурманской области, а 7 сентября 1967 года их торжественно перезахоронили в центральном поселке района Ловозеро, на берегу реки Вирма.

История же самолета, который обследовали поисковики в этот раз была следующей:

Это место падения удалось найти охотникам из села Варзуга в мае 1947 года. Тогда было обнаружено тело одного погибшего члена экипажа, и перевезено в село Варзуга и похоронено на сельском погосте (Успенское кладбище). У погибшего были обнаружены орден Красной Звезды и документы на имя старшего авиамеханика 2-й АЭ, старшего техника-лейтенанта Ивана Михайловича Дробного.

В 1982 году, на сельском кладбище были захоронены останки еще одного члена экипажа, тоже доставленного охотниками с этого же самолета. Имя погибшего установить не удалось. После этого, в 1983 году на месте падения самолета побывали военнослужащие ВВС Северного флота под руководством полковника Владилена Алексеевича Бондаренко (начальник отдела кадров ВВС СФ), который был идейным вдохновителем и создателем музея авиации ВВС СФ в поселке Сафоново Мурманской области. В октябре 1985 года на место падения самолета военнослужащими Северного флота была предпринята еще одна экспедиция, с целью вывести для музея хорошо сохранившийся хвост самолета. При обследовании были обнаружены еще разрозненные останки членов экипажа самолета, и они были доставлены в село Варзугу, а в 1986 году были захоронены в уже существующую братскую могилу. Кроме этого, В.А. Бондаренко была проведена большая архивно-исследовательская работа, благодаря которой удалось установить имена членов экипажа погибшего самолета и находящихся на его борту пассажиров. Так стало известно, что 8 мая 1943 года погибли:

- летчик 2 АЭ старшина (младший лейтенант с 18.04.43г.) Новиков Иван Никифорович, 1923 г.р.;

- воздушный стрелок-бомбардир 2 АЭ младший лейтенант Соколов Михаил Дмитриевич, 1917 г.р;

- авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Бройтман Цезарь Петрович, 1915 г.р.;

- старший авиамеханик 2 АЭ старший техник-лейтенант Дробный Иван Михайлович, 1918 г.р.

Кроме этого, на борту самолета находился заместитель командира 2 АЭ по политчасти, капитан Стерин Григорий Абрамович 1915 г.р. Это удалось выяснить В.А. Бондаренко при переписке с ветеранами 95-го ИАП и проведении архивно-исследовательской работы. В соответствии с оперативной сводкой штаба ВВС СФ, капитан Г.А. Стерин значился пропавшим без вести в составе экипажа старшины Свириденко, который разбился у Бабозера.  

В результате проведенной поисковой экспедиции на этом месте в июне 2022 года были обнаружены останки еще одного члена экипажа самолета, не найденного ранее. При погибшем были обнаружены личные вещи, истлевший партийный билет и медаль «За боевые заслуги», которой в мае 1942 года был награжден Цезарь Петрович Бройтман.

Останки погибшего и личные вещи, были переданы поисковиками руководителю проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» Александру Борисовичу Комарову (п.Умба) для дальнейшего захоронения, по согласованию с администрацией Терского района Мурманской области в селе Варзуга, где похоронены останки других членов экипажа погибшего самолета.

Со слов местных жителей, в конце 80-х – начале 90-х годов в село Варзугу приезжали военнослужащие одного из авиагарнизонов ВВС СФ, для переноса братской могилы. Забрали с могилы немного земли и убрали установленный на могиле обелиск. Тем самым, в 1992 году на воинском кладбище в пос. Катунино Приморского района Архангельской области (а это по прямой 290 километров, через всё Белое море) появилась братская могила экипажа данного самолета. Воинское захоронение было паспортизировано и в учетной карточке указаны имена погибших.

В 2021 году инициативной группой проекта «Историко-этнографический комплекс тоня Тетрина. Реконструкция поморской тони» (пос. Умба Терский район Мурманской области) уничтоженное воинское захоронение на Успенском кладбище в селе Варзуга было восстановлено. Причем на могилу был установлен именно тот бетонный обелиск с красной звездой, который возвышался над ней ранее и находился поваленным рядом со старой могилой.

Тем самым, после проведения торжественно-траурной церемонии захоронения останков старшего техника-лейтенанта Ц.П. Бройтмана в селе Варзуга поисковикам совместно с местными органными власти и военного управления, еще придётся привести в соответствие, документы учета воинских захоронений, как в самой Варзуге, так и в поселке Катунино Архангельской области.

В результате состоявшейся в настоящее время экспедиции поисковиками были извлечены из болота многочисленные обломки и фрагменты самолета, которые в последствии будут использованы в проекте «Крылья Татарстана» по восстановлению и реставрации в Казани самолета Пе-2 и пополнения музейной коллекции под открытом небом на базе музейного комплекса «Экологический этнографический комплекс «Поморская Тоня Тетрина» (Терский район Мурманской области).

 

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон