25 октября 2022 года поисковиками Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение Отечество» Республики Татарстан проведен поисково-разведывательный выезд в район населенного пункта Большие Ачасыры Зеленодольского района Республики Татарстан.
Целью выезда, стала рекогносцировка местности и полевой поиск места падения одного из самолетов Р-39 «Аэрокобра», разбившихся при авиационной катастрофе 11 февраля 1944 года.
В годы Великой Отечественной войны, основная часть получаемых по поставкам ленд-лиза американских самолетов Р-39 «Аэрокобра» перегонялись своих ходом по перегоночной Красноярской трассе «Аляска – Сибирь» (АлСиб). Дальнейшая перегонка самолетов от Красноярска, где заканчивалась воздушная трасса, до места конечного пути на фронт, проходила через территорию Татарской АССР.
11 февраля 1944 года в небе Татарстана произошла чудовищная трагедия. Из-за погодных условий при подлете к Казани, из 23 вылетевших самолетов из Свердловска (2 самолета А-20 «Бостон, 1 самолет Пе-3, и 20 самолетов Р-39 «Аэрокобра») 11 самолетов разбились в катастрофах, 2 самолета пропали без вести (погибли 16 человек), 3 самолета совершили вынужденные посадки, 3 самолета были разбиты в авариях, и только 4 самолета благополучно вернулись и сели на аэродромы Янаул (Башкирская АССР) и Свердловск.
Еще в 2009 года специалистом Всероссийского информационно-поискового центра Рафиком Рашитовичем Салахиевым при работе с документами Центрального Государственного Архива историко-политических документов Республики Татарстан (бывший архив Татарского обкома КПСС) было выявлено, что партийный билет одного из пропавших без вести летчиков, а точнее летчика 2-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС СФ гвардии лейтенанта И.С. Грудакова был сдан для погашения в августе 1944 года Нурлатским РК ВКП(б) (в настоящее время Зеленодольский район):
«…Фонд 15, опись 5, д. 859. В списке аннулированных партийных документов образца 1936 года партийный билет № 5451511 принадлежащий Грудакову И.С., отправлен в ЦК ВКП(б) 29 августа 1944 года. Партийный билет найден возле аварийного самолета, тов. Грудаков погиб во время аварии…».
В дальнейшем при работе, проведенной с местными жителями Зеленодольского района было установлено, что разбившейся самолет был найден у деревни Большие Ачасыры весной 1944 года, когда с полей стаял снег. В течении нескольких лет поисковики Татарстана выезжали в этот район и пытались найти место падения самолета, но к сожалению, это не удавалось. И вот сейчас благодаря проводимой исследовательской работе неравнодушного жителя д. Нижние Ураспуги Рустама Сайфуллина, удалось найти и опросить еще нескольких местных жителей, которые в годы войны были еще детьми. Их рассказы и воспоминания, послужили очередными толчком, для проведения полевой разведывательной работы.
В течении светлого времени суток, поисковики обследовали значительный участок местности на полях между деревнями Нижние Ураспуги и Большие Ачасыры. Благодаря этому удалось локализовать участок 50 на 50 метров, где были обнаружены мелкие дюралевые обломки обшивки и мотора самолета. При изучении фрагментов самолета, можно сделать вывод, что обломки относятся к самолету американского производства Р-39 «Аэрокобра». Тем самым, поисковики Татарстана подтвердили факт гибели гвардии лейтенанта И.С. Грудакова, рядом с дер. Большие Ачасыры.
Летчик самолета Иван Степанович Грудаков родился 15 декабря 1917 года в деревне Степановка Епифанского уезда Тульской губернии (в настоящее время Новомосковский район Тульской области). В 1933 году окончил 7 классов неполной средней школы в городе Сталиногорске Московской области. В период с 1935 по 1939 годы работал электромонтёром на электростанции им. Сталина и на химическом комбинате (г. Сталиногорск). В Красную Армию был призван 14 апреля 1939 года. Направлен краснофлотцем для прохождения службы в школу подводного плавания им. Кирова (Краснознаменный Балтийский флот).
В 1939 году поступает в военное училище. В 1941 году окончил Военно-морское авиационное училище им. Сталина по курсу пилота. После окончания училища направлен для прохождения дальнейшей службы в 1-й запасной авиационный полк ВВС ВМФ. С ноября 1941 года проходил службу в 27-м истребительном авиационном полку ВВС Северного флота. В апреле 1943 года переведен на должность пилота во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк (по другим данным, прохождения службы было следующим: 72 сап ВВС СФ с 18.10.41г. по 16.04.42г., 78 иап ВВС СФ с 16.04.42г. по 13.06.42г., 27 иап ВВС СФ с 13.06.42г. по 24.04.43г., 118 орап ВВС СФ с 24.04.43г. по 11.02.44г.).
За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, приказом Командующего Северного флота от 23 июля 1942 года, награжден орденом Красного Знамени.
В настоящее время поисковики Татарстана продолжают проводить исследовательскую работу по установлению точного места захоронения гвардии лейтенанта И.С. Грудакова, и планируют продолжить полевую поисковую работу на месте падения самолета для поиска номерных агрегатов самолета либо мотора.
Проведенный поисково-разведывательный выезд был организован в рамках двух проектов авиационной направленности: ООД «Поисковое движение России» - «Небо Родины» и РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан «Крылья Татарстана».