Поисковики Татарстана провели поисково-разведывательный выезд на место падения самолета, погибшего в годы Великой Отечественной войны

Поисковики Татарстана провели поисково-разведывательный выезд на место падения самолета, погибшего в годы Великой Отечественной войны
26.10.2022

25 октября 2022 года поисковиками Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение Отечество» Республики Татарстан проведен поисково-разведывательный выезд в район населенного пункта Большие Ачасыры Зеленодольского района Республики Татарстан.

Целью выезда, стала рекогносцировка местности и полевой поиск места падения одного из самолетов Р-39 «Аэрокобра», разбившихся при авиационной катастрофе 11 февраля 1944 года.

В годы Великой Отечественной войны, основная часть получаемых по поставкам ленд-лиза американских самолетов Р-39 «Аэрокобра» перегонялись своих ходом по перегоночной Красноярской трассе «Аляска – Сибирь» (АлСиб). Дальнейшая перегонка самолетов от Красноярска, где заканчивалась воздушная трасса, до места конечного пути на фронт, проходила через территорию Татарской АССР.

11 февраля 1944 года в небе Татарстана произошла чудовищная трагедия. Из-за погодных условий при подлете к Казани, из 23 вылетевших самолетов из Свердловска (2 самолета А-20 «Бостон, 1 самолет Пе-3, и 20 самолетов Р-39 «Аэрокобра») 11 самолетов разбились в катастрофах, 2 самолета пропали без вести (погибли 16 человек), 3 самолета совершили вынужденные посадки, 3 самолета были разбиты в авариях, и только 4 самолета благополучно вернулись и сели на аэродромы Янаул (Башкирская АССР) и Свердловск.

Еще в 2009 года специалистом Всероссийского информационно-поискового центра Рафиком Рашитовичем Салахиевым при работе с документами Центрального Государственного Архива историко-политических документов Республики Татарстан (бывший архив Татарского обкома КПСС) было выявлено, что  партийный билет одного из пропавших без вести летчиков, а точнее летчика 2-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС СФ гвардии лейтенанта И.С. Грудакова был сдан для погашения в августе 1944 года Нурлатским РК ВКП(б) (в настоящее время Зеленодольский район):

«…Фонд 15, опись 5, д. 859.  В списке аннулированных партийных документов образца 1936 года партийный билет № 5451511 принадлежащий Грудакову И.С., отправлен в ЦК ВКП(б) 29 августа 1944 года. Партийный билет найден возле аварийного самолета, тов. Грудаков погиб во время аварии…».

В дальнейшем при работе, проведенной с местными жителями Зеленодольского района было установлено, что разбившейся самолет был найден у деревни Большие Ачасыры весной 1944 года, когда с полей стаял снег. В течении нескольких лет поисковики Татарстана выезжали в этот район и пытались найти место падения самолета, но к сожалению, это не удавалось. И вот сейчас благодаря проводимой исследовательской работе неравнодушного жителя д. Нижние Ураспуги Рустама Сайфуллина, удалось найти и опросить еще нескольких местных жителей, которые в годы войны были еще детьми. Их рассказы и воспоминания, послужили очередными толчком, для проведения полевой разведывательной работы.

В течении светлого времени суток, поисковики обследовали значительный участок местности на полях между деревнями Нижние Ураспуги и Большие Ачасыры. Благодаря этому удалось локализовать участок 50 на 50 метров, где были обнаружены мелкие дюралевые обломки обшивки и мотора самолета. При изучении фрагментов самолета, можно сделать вывод, что обломки относятся к самолету американского производства Р-39 «Аэрокобра». Тем самым, поисковики Татарстана подтвердили факт гибели гвардии лейтенанта И.С. Грудакова, рядом с дер. Большие Ачасыры.

Летчик самолета Иван Степанович Грудаков родился 15 декабря 1917 года в деревне Степановка Епифанского уезда Тульской губернии (в настоящее время Новомосковский район Тульской области). В 1933 году окончил 7 классов неполной средней школы в городе Сталиногорске Московской области. В период с 1935 по 1939 годы работал электромонтёром на электростанции им. Сталина и на химическом комбинате (г. Сталиногорск). В Красную Армию был призван 14 апреля 1939 года. Направлен краснофлотцем для прохождения службы в школу подводного плавания им. Кирова (Краснознаменный Балтийский флот).

В 1939 году поступает в военное училище. В 1941 году окончил Военно-морское авиационное училище им. Сталина по курсу пилота. После окончания училища направлен для прохождения дальнейшей службы в 1-й запасной авиационный полк ВВС ВМФ. С ноября 1941 года проходил службу в 27-м истребительном авиационном полку ВВС Северного флота. В апреле 1943 года переведен на должность пилота во 2-й гвардейский истребительный авиационный полк (по другим данным, прохождения службы было следующим: 72 сап ВВС СФ с 18.10.41г. по 16.04.42г., 78 иап ВВС СФ с 16.04.42г. по 13.06.42г., 27 иап ВВС СФ с 13.06.42г. по 24.04.43г., 118 орап ВВС СФ с 24.04.43г. по 11.02.44г.).

За образцовое выполнение заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками, приказом Командующего Северного флота от 23 июля 1942 года, награжден орденом Красного Знамени.

В настоящее время поисковики Татарстана продолжают проводить исследовательскую работу по установлению точного места захоронения гвардии лейтенанта И.С. Грудакова, и планируют продолжить полевую поисковую работу на месте падения самолета для поиска номерных агрегатов самолета либо мотора.

Проведенный поисково-разведывательный выезд был организован в рамках двух проектов авиационной направленности: ООД «Поисковое движение России» - «Небо Родины» и РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан «Крылья Татарстана».

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон