Поисковики установили памятную табличку в месте крушения в 1959 году реактивного самолёта МиГ-17 под управлением Владимира Цикина

Поисковики установили памятную табличку в месте крушения в 1959 году реактивного самолёта МиГ-17 под управлением Владимира Цикина
12.10.2022

Весной 2022 года, спустя 5 лет после начала поисков места падения самолёта в Холмском районе, поисковики нашли распадок, в котором лежат обломки истребителя МиГ-17 с заводским номером 5320.

Старший лейтенант Цикин Владимир Федорович не вернулся на аэродром после выполнения полётного задания 21 декабря 1959 года.

Из карточки лётного происшествия: «В 21:26 лётчик произвёл взлёт для полёта в зону. Полёт контролировался радиолокатором и поддерживалась радиосвязь. В 21:42 радиосвязь прекратилась. В 21:45, по данным радиолокатора, самолёт развернулся в направлении аэродрома, но на аэродром не возвратился. Ведутся поиски самолётами Як-12 и Ли-2, вертолётами Ми-1 и Ми-4. В эту ночь лётчик выполнял 3-й полёт. В 21:40 лётчик доложил, что зону занял и приступил к выполнению задания, а через 2 минуты на запрос руководителя полётов не ответил. Для лучшего поиска самолёта Цикина все другие самолёты были посажены, но обнаружить его самолёт радиолокатором не удалось».

Из акта расследования происшествия: «При пилотаже в зоне, лётчик потерял высоту и самолёт столкнулся с сопкой, имеющей превышение 700 метров. В эту ночь лётчик выполнял 3-й полет на четвертом часе стартового времени в зоне без световых ориентиров и видимости естественного горизонта. Лётчику было изменено задание руководителем полётов, и он, без ведома командира, был выпущен в зону вместо полёта по маршруту. Поиски, продолжавшиеся с 21 декабря 1959 года по 02 февраля 1960 года, результатов не дали. Дальнейшие поиски из-за обильных снегопадов производить невозможно. Поиски прекратить до стаивания снега. Самолёт МиГ-17, заводской номер 5320, двигатель ВК-1А № ф465662». Самолёт МиГ-17 был изготовлен 15 июля 1954 года, двигатель ВК-1А, изготовлен 16 июня 1954 года.

Обломки самолёта обнаружили лишь ближе к лету и, по сведениям очевидцев, останков лётчика практически не нашли. 11 мая 1960 года Владимир Цикин был исключен из списков части как не вернувшийся с полётного задания и погибший при катастрофе самолёта. Также, согласно документам, останки лётчика были захоронены 21 июля 1960 года на кладбище с. Ново-Александровск.

В ходе текущего полевого выхода было исследовано место падения самолёта и продолжены поиски останков лётчика. При поисковых работах были обнаружены фрагменты катапультного кресла, пряжки пристяжной системы, элементы и оборудование кабины самолета, однако останки лётчика пока обнаружены не были. Часть фрагментов растянута вдоль русла ручья, на расстоянии до 200 метров.

«В ходе осмотра фрагментов самолёта и самого места падения, можно сделать вывод, о некорректности информации, указанной в архивных документах. Во-первых, самолет не столкнулся с сопкой, имеющей превышение 700 метров, т.к. самые высокие сопки в этом месте, едва достигают 300 метров. Во-вторых, все фрагменты самолёта лежат в русле ручья, на левом склоне которого присутствует место первоначального удара.  Возможно, самолёт, потерявший управление, падал вниз с правым креном, т.к. правая плоскость разорвана практически полностью, а левая, наоборот целая, и лежит ниже по ходу течения ручья, очевидно, во время удара её отбросило, т.к. она не имеет сильных повреждений. Реактивный двигатель также разбит на множество фрагментов и самые тяжёлые его части лежат рядом с местом столкновения самолета со склоном распадка», - рассказал Артем Бандура.

«Нам пришлось пройти около 9 км вдоль реки Нарьян-Мар, путь занял 5 часов в одну сторону. Местность очень пересеченная, река петляет, множество бурелома, двухметрового бамбука. Понятно, почему место падения самолета в 1959-1960 годах искали так долго. Тем не менее, одна из задач выполнена. В память о Владимире Цикине, в рамках проекта «Вечный полёт» на месте падения самолёта была установлена памятная табличка. К месту падения мы ещё вернемся, необходимо повторно исследовать место гибели и найти останки Владимира Цикина», - поделился активист движения Иван Сторожев.

Лётчик, старший лейтенант Цикин Владимир Фёдорович родился 08 декабря 1933 года в с. Кошки Кошкинского района Куйбышевской области. Учился в средней школе № 69 г. Куйбышева. В 1953 году поступил в 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС, а в 1955 году поступил во Фрунзенское военное авиационное училище лётчиков. После училища, получив звание лейтенанта, поступил в распоряжение 29-й воздушной армии и проходил службу в 564-м истребительном авиационном полку. В июле 1960 года 564-й ИАП и 29-я ИАД были расформированы.

Проект «Вечный полёт» реализуется при финансовой поддержке Правительства Сахалинской области.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон