12 января 2023 года на Арском кладбище города Казани состоится торжественно-траурная церемония открытия памятного знака экипажу самолета Пе-2 из состава 2-го авиационного полка дальней разведки Главного Командования РККА. Это событие восстановит справедливость в отношении памяти погибших летчиков.
Дело в том, что данный экипаж 12 января 1942 года пилотировал самолет Пе-2, на борту которого находился главный конструктор Владимир Михайлович ПЕТЛЯКОВ. К сожалению, этот вылет закончился трагически: из-за отказа одного из двигателей самолет потерпел катастрофу, в результате которой все находящиеся на борту самолета погибли. Это произошло в 3 км от станции Камкино Казанской железной дороги, 1 км от деревни Мамешево (Сергачский район Горьковской области). В состав экипажа входили: летчик капитан Овечкин Ф.А., штурман лейтенант Гундоров М.И. и воздушный стрелок-радист сержант Скребнев В.Д.
При проведении расследования этой катастрофы тела всех погибших доставили в город Казань и после проведенных необходимых медицинских освидетельствований похоронили на Арском кладбище Казани, в четырех одиночных, рядом расположенных могилах. Но, по неизвестным причинам, при возведении в 1942 году памятника на могиле главного конструктора самолета Пе-2 В.М.Петлякова, именные данные и обозначения могил погибшего экипажа самолета исчезли.
Занимаясь вопросами увековечения памяти советских воинов, погибших и умерших от ран на территории Республики Татарстан, специалисты Всероссийского информационно-поискового центра и Региональной общественной молодежной организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан инициировали процедуру увековечения имен погибших членов экипажа самолета Пе-2 на памятных стелах, расположенных в центре мемориальной зоны Арского кладбища. А вот работа по выявлению сведений о точном нахождении конкретных могил погибших летчиков заняла несколько лет.
Благодаря архивно-исследовательской работе с документами Национального архива Республики Татарстан удалось установить, что все погибшие были захоронены рядом в один день. Эти архивные сведения подтверждаются также полученными от казанского историка авиации Ильдара Валеева фотографиями этого захоронения 1942 года, на которых читается фамилия одного из членов экипажа самолета.
Кроме этого удалось найти фотографию рисунка могилы В.М.Петлякова, сделанного карандашом 5 марта 1942 года (подписана инициалами Г.С.), на котором видны рядом находящиеся могилы погибших летчиков, где в изголовьях установлены таблички с их именами.
Следует отметить, что все погибшие летчики были кадровыми военными. Участие в боях Отечественной войны начали с первых дней. Например, только у пилота самолета Ф.А.Овечкина налет на самолетах Пе-2 был более 500 часов. Это был высокопрофессиональный экипаж. Так давайте же расскажем о них:
Капитан, заместитель командира АЭ 2-го авиационного полка дальней разведки Главного Командования РККА ОВЕЧКИН Федор Алексеевич, 1905 г.р. Уроженец: РСФСР, Тульская область, Одоевский район, Рылевский с/с, д.Стубле. Жена Сумина Татьяна Ивановна. Кадровый, призван в РККА Бауманским РВК города Москвы в 1930 году.
С декабря 1934 года старшина Федор Овечкин – военный пилот отдельного авиационного звена связи 24-й стрелковой дивизии. С марта 1935 года в 8-й разведывательной АЭ. 21 июля 1937 года с присвоением воинского звания лейтенант переведен в 5-ю армейскую разведывательную АЭ. С октября 1938-го – в 10-й разведывательной авиаэскадрилье (Киевский особый ВО). В 1939-1940 – старший летчик 315-го разведывательного авиаполка (РАП). В ноябре 1940 года присвоено звание старший лейтенант. В апреле 1941 года переведен на должность командира звена в 242-й скоростной бомбардировочный авиаполк (Киевский особый ВО). Звание капитан присвоено 2 января 1942 г.
Лейтенант, штурман самолета 2-го авиационного полка дальней разведки Главного командования РККА ГУНДОРОВ Михаил Иванович, 1921 г.р. Уроженец: РСФСР, Ростовская область, Бело-Калитвинский район, Апанасинский с/с, село Апанасино. Адрес семьи: мать Гундорова Анна Степановна, РСФСР, Ростовская область, станица Жирново, хутор Апанаскин. Кадровый, призван в РККА Морозовским РВК Ростовской области в 1939 году.
Член ВЛКСМ с 1936 года. В 1939 году закончил 10 классов средней школы. В 1940 году окончил Краснодарское военное авиационное училище с присвоением воинского звания сержант. Направлен для прохождения дальнейшей службы в 163-й резервный авиационный полк (Московский военный округ). Переведен на должность младшего летчика-наблюдателя в 213-й скоростной бомбардировочный авиаполк (МВО), затем во 2-й авиаполк дальней разведки, где 2 января 1942 года присвоено звание лейтенант.
Сержант, воздушный стрелок-радист 2-го авиационного полка дальней разведки Главного командования РККА СКРЕБНЕВ Василий Дмитриевич, 1917 г.р. Уроженец: РСФСР, Воронежская обл., Новочигольский р-н, с.Чигла. Жена Послушина Антонина Яковлевна проживала: Воронежская обл., Абрамовский р-н, д.Абрамовка. Кадровый, призван в РККА Киквидзенским РВК Сталинградской области в октябре 1939 года.
Данной публикацией мы начинаем поиск родных и близких погибших авиаторов для их приглашения на церемонию открытия памятного знака. И просим всех неравнодушных исследователей оказать в этом благородном деле свою помощь.
Напомним, что открытие памятного знака состоится 12 января 2023 года. В его осуществлении принимают участие РОМО «Объединение «Отечество» Республики Татарстан, ВИПЦ, Управление по организации ритуальных услуг Исполнительного комитета города Казани, главный редактор газеты «Казанские истории» Любовь Агеева, историк авиации Ильдар Валеев и др.