13 сентября 2022 года в селе Кощаково Пестречинского района Республики Татарстан состоялась торжественно-траурная церемония, посвященная памяти погибших летчиков.
Спустя 80 лет родственники погибшего 3 марта 1942 года лейтенанта Николая Фадееева посетили братскую могилу экипажа самолета Пе-2 на сельском кладбище. Из Архангельска и Владимира в Татарстан приехали родные племянницы, и внучатая племянница.
Штурман экипажа 1 АЭ 72-го скоростного бомбардировочного авиационного полка 55-й смешанной авиационной дивизии ВВС 7-й отдельной армии лейтенант Фадеев Николай Васильевич, родился 13 декабря 1918 года в селе Доброе Владимирского уезда Владимирской губернии. Член ВЛКСМ с 1938 года. Окончил семь классов начальной средней школы. В 1939 году окончил паровозный техникум им. Дзержинского и поступил курсантом в Харьковское военное авиационное училище по специальности летчика-наблюдателя. 28 ноября 1940 года после окончания училища назначается на должность младшего летчика-наблюдателя в 58-й скоростной бомбардировочный авиационный полк ВВС Ленинградского военного округа с присвоением воинского звания младший лейтенант. В мае 1940 года в этом же полку переводится на должность стрелка-бомбардира. Начало Великой Отечественной войны встретил вместе с полком под Ленинградом в составе 2-й смешанной авиационной дивизии Ленинградского фронта.
1 августа 1941 года был переведен в состав 72-го скоростного бомбардировочного полка 55-й смешанной авиационной дивизии ВВС 7-й отдельной армии. Приказом командира 72-го СБАП от 2 сентября 1941 года был направлен к новому месту службы – Учебный центр ВВС 7-й отдельной армии, где в короткие сроки экипажи полка получили навыки полетов и использования нового бомбардировщика Пе-2. После завершения учебы все военнослужащие вернулись обратно в полк.
20 декабря 1941 года Приказом командующего ВВС 7-й отдельной армии Николаю Васильевичу Фадееву присвоено очередное воинское звание лейтенант.
Приказом командира 72-го СБАП от 27 декабря 1941 года откомандирован для выполнения специального задания с 2 декабря 1941 года. Этим специальным заданием стало прибытие части личного состава полка в город Казань для обучения на новые самолеты Пе-2.
В годы войны на территории Татарской АССР дислоцировалась 8-я запасная авиабригада, где велось переобучение летчиков для полетов на самолетах Пе-2. В ее запасные полки в 9-й ЗАП (г.Казань) и 18-й ЗАП (г.Чистополь) прибывали экипажи эскадрильями и целыми полками, переучивались, получали новые самолеты и улетали на фронт. Во время тренировочных полетов из-за отказа техники, плохих погодных условий, ошибок пилотирования случались катастрофы самолетов с гибелью экипажей. Для штабов своих частей эти летчики числились в командировке, на выполнении служебного задания, и в случае катастрофы часто там, не зная об их гибели и месте захоронения, засчитывали пропавшими без вести. Это подтверждается проведенными исследованиями.
«…3 марта 1942 года звено командира звена старшего лейтенант Захарова в составе 3-х летных экипажей имели задачу произвести учебно-боевой полет по упражнению 15 программы переучивания на самолете Пе-2.
Кроме того, ставилось целью:
1. Отработка групповой слетанности звена.
2. Дать практику командиру звена в управлении звеном в воздухе.
3. Отработка согласованных действий звена в воздухе.
В 9 часов 55 минут 3 марта 1942 года звено произвело взлет одиночно и в строю клин ушло на полигон, командир звена Захаров с первых заходов бомбы не сбросил и пошел на повторное пикирование, а ведомые сбросив бомбы ушли в район сбора и не дождавшись командира звена самовольно ушли на стрелковый полигон, первым летчик Совет, а за ним пилот Журавлев. Увидев цель и убедившись, что полигон открыт, летчик Совет сделав заход по большому кругу на высоте 700 метров вошел в плоскость стрельб и перевел самолет в пике для стрельбы по щиту, в это время пилот Журавлев сделав малый круг на высоте 300 метров проходил над целью и не видя друг друга летчик Совет отрубил хвост у самолета пилота Журавлева и как видно убил себя, в результате столкновения оба экипажа в количестве 6 человек – погибли. Самолеты оба сгорели…» - так было записано в акте расследования авиационной катастрофы.
В этой трагедии, которая произошла в небе Татарстана, погиб штурман самолета Николай Васильевич Фадеев (он входил в состав экипажа летчика Журавлева). Погибших похоронили на сельском кладбище в Кощаково Пестречинского района Татарской АССР.
Долгие годы, после войны, могила погибших летчиков была почти безымянна. На памятнике, который был установлен в 2011 году по ходатайству детской общественной организации «Лидер» Кощаковской средней общеобразовательной школы под руководством Галины Ивановны Вуколовой были увековечены имена только двух авиаторов. Остальные погибшие оставались безымянными.
В 2013 году к поиску имен погибших летчиков подключились специалисты Всероссийского информационно-поискового центра (Региональной Общественной Молодежной Организации «Объединение «Отечество» Республики Татарстан). В результате кропотливой архивно-исследовательской работы, поисковикам удалось установить имена всех 10-ти членов экипажей погибших самолетов и похороненных в Кощаково (кроме двух экипажей 72-го СБАП, удалось установить обстоятельства гибели и судьбы экипажей самолетов из состава 603-го БАП – погиб 22 июля 1942 года и 202-го СБАП погиб 7 августа 1942 года).
21 июня 2014 года состоялась торжественно-траурная церемония открытия нового памятника на кладбище в деревне Кощаково на могиле погибших летчиков, где были увековечены имена всех десяти погибших членов экипажей самолетов Пе-2.
13 сентября 2022 года в торжественно-траурной церемонии приняли участие местные жители, представители дома культуры, сельской библиотеки села Кощаково, ученики и представители отряда Юнармейцев Кощаковской среднеобразовательной школы, представители РОМО «Объединения Отечество» Республики Татарстан. В завершении мероприятия символично и трогательно прозвучали слова песни советского композитора Никиты Богословского в исполнении Марка Бернеса – «Любимый город может спать спокойно», которая по словам родных Николая Фадеева была его любимой песней.