В Казани начали идентифицировать погибших в годы Великой Отечественной войны

26.05.2022

Казанский федеральный университет совместно с региональной общественной Молодёжной организацией «Отечество» Республики Татарстан и при поддержке «Поискового движения России» приступил к реализации проекта «Память сильнее времени», поддержанного грантом Президента Российской Федерации.

Проект направлен на идентификацию военнослужащих, погибших в годы Великой Отечественной войны. В рамках проекта проводится ДНК-исследование образцов костных останков, собранных во время поисковых экспедиций. Кроме того, будет создана база данных генетических профилей этих воинов, чтобы вести поиск их родственников по мужской и женской линиям.

Как сообщила доцент кафедры биохимии, биотехнологии и фармакологии Института фундаментальной медицины и биологии КФУ Ольга Кравцова, на сегодняшний день сотрудниками научно-исследовательской лаборатории молекулярно-генетического анализа и Междисциплинарного центра коллективного пользования КФУ выделены и проанализированы образцы ДНК 65 павших бойцов, останки которых были обнаружены активистами поискового движения России в районе деревни Зайцева Гора Калужской области в рамках экспедиции «Западный фронт. Варшавское шоссе».

Поисковики обратились за помощью именно в Казанский университет, потому что здесь работают специалисты в области генетического анализа и имеется все необходимое для его проведения оборудование.

«Идея ДНК-идентификации пропавших без вести в годы Великой Отечественной войны у поисковиков возникла давно. Начиная с 2010 года, нами проводились единичные экспертизы по установлению родственных связей между бойцами, чьи костные останки были обнаружены, и их предполагаемыми родственниками. В ряде случаев удалось установить и подтвердить родственные связи», — рассказала Ольга Кравцова.

В данный момент учёные вуза завершают работу, связанную с определением генетических профилей 65 павших бойцов. Теперь с помощью специальных компьютерных программ предстоит сравнить их с генетическими профилями потенциальных родственников.

Консультантом и идейным вдохновителем проекта является Елена Иогансон, более 20 лет проработавшая судебно-медицинским экспертом. По ее словам, если пилотный проект окажется удачным, в республике планируется открыть лабораторию, специализирующуюся на генетическом анализе ДНК защитников Отечества.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ