В Ингушетии, на месте братского захоронения советских солдат и офицеров, геройски павших в ходе стратегической Малгобекской оборонительной операции, в эти дни Победного Мая начнут расти и набираться сил совсем еще молодые ростки ореховых деревьев. Они пока еще очень хрупки, но Кавказская земля обязательно напитает их своими животворными силами и превратит в крепких богатырей, устремленных к чистому небу Родины. У этих орехов, начинающих новую жизнь в нашем краю, потрясающая судьба. Об их необыкновенной истории мне рассказал руководитель регионального отделения Общероссийского общественного движения «Поисковое движение России» Беслан Дзейтов.
В октябре прошлого года Беслан вместе со своими единомышленниками отправился в дагестанский город Избербаш, где проходил Международный молодежный образовательный форум «Каспий-2021». Посланцы Ингушетии принимали участие в работе в работе различных образовательных площадок форума, рассказали о своей поисковой и научно-исследовательской работе, о героико-патриотическом воспитании молодежи нашего региона, которая помнит и гордится ратными подвигами своих дедов, сражавшихся с немецко-фашистскими захватчиками в годы Великой Отечественной войны.
Все четыре дня пребывания на братской земле Дагестана для представителей Ингушетии были насыщены яркими событиями, интересными встречами и знакомствами. Наши ребята организовали здесь выставку поискового отряда «Малгобек», на которой представили артефакты времен Великой Отечественной войны, поднимаемые поисковиками вместе с бойцами, павшими в 1942 году под стенами неприступного Малгобека — города воинской славы России. Принимали участие в военной реконструкции кровопролитных сражений, выступали спикерами на площадках форума, обменивались мнениями со спикерами и поисковиками из других стран и российских регионов.
Выставка, организованная на форуме в Избербаше Бесланом Дзейтовым, привлекла к себе всеобщее внимание, а с делегацией из Белграда, посетившей её, ребята сразу настолько подружились, что всю свою дальнейшую работу на форуме представители Ингушетии и Сербии строили вместе.
Руководитель делегации Республики Сербия Ольга Литвина сделала на Международном молодежном образовательный форум «Каспий-2021» три доклада-презентации: «Неизвестный солдат Самбора», «Нишский инцидент Джордже Янковича» и «Два ореха». Последний представлял собой журналистское расследование, которое привлекло особое внимание аудитории.
«Белградское общество «Союз» принимало участие в акции канала «Победа» по записи семейных историй о Второй мировой войне, — рассказывает Беслан Дзейтов. — В ходе работы над этим проектом руководитель направления по сохранению исторической памяти Ольга Литвина наткнулась на интереснейшую историю об уникальном кавказском орехе, который вырос на могиле красноармейца недалеко от пригорода Белграда — Авале, в поселке Бели Поток.
Здесь в 1944 году в ходе операции по освобождению Югославии от фашистских захватчиков велись ожесточенные бои за Белград. Операция проводилась силами 4-го Гвардейского механизированного корпуса 3-го Украинского фронта под руководством генерал-лейтенанта В. И. Жданова совместно с Народной освободительной армией Югославии.
Рассказ об орехе заинтересовал Ольгу Литвину, и она поделилась информацией с единомышленниками. В обществе «Союз» решили найти участников тех событий, чтобы они подтвердили рассказ. Благодаря руководителю Сербского отделения Международного общественного фонда единства православных народов Наталье Коцев и её сотрудничеству с Советом Ассоциации борцов Народно-освободительной армии во время войны в Югославии, очень быстро были найдены живые свидетели событий 1941-1945 годов. Так была организована экспедиция в поселок Бели Поток. В состав экспедиции помимо членов общества «Союз» был приглашен сотрудник Государственного архива Сербии Пётр Росич.
Члены экспедиции встретилась с семьёй Вуруна и услышали глубоко потрясшую всех историю о простых сербских женщинах, которые на протяжении всей своей жизни чтят память о советских бойцах, освободивших их Родину ценой собственной жизни...»
«Замечательная женщина Любинка Вуруна родилась в Белом Потоке в 1937 году и на момент оккупации Югославии проживала с мамой и бабушкой в большом имении (сельский дом и приусадебное хозяйство), — рассказывала на форуме в Дагестане Ольга Литвина. — Когда в 1944 году Красная Армия вошла в Югославию, к ним в дом поселились советские бойцы. Одна комната была для офицеров, другая — для бойцов, а в третьей жила семья Любинки. По словам Любинки, она была непослушным ребенком и постоянно крутилась возле бойцов. Особенно ей запомнились двое, которые отличались огромным ростом и казались ей особенными. На плечах у одного были звезды, и они с мамой называли его «Генералом».
Когда 20 октября 1944 года начался массированный артобстрел Белграда, все бойцы ушли, а Любинка не захотела прятаться и решила подсмотреть что же такое «Катюша». Она прокралась поближе к месту, где было лучше видно, и бесстрашно наблюдала за происходящим. Только тогда, когда стреляли и вырывался огонь, она приседала в кустах и прятала голову.
Однажды в один из страшных дней обстрела к ним во двор принесли тела двух бойцов, завёрнутых в Красное Знамя. Любинка подсматривала... Могила, которую выкопали в углу двора солдаты, была очень большая, погибшие были огромного роста, длины знамени никак не хватало, чтобы сделать похоронный саван, ноги погибших так и высовывались из знамени. Тут-то она и узнала своих постояльцев по сапогам, так как таких огромных сапог не было ни у кого — только у «Генерала». С «Генералом» был и его друг, который тоже никак не помещался в алый саван. На месте захоронения поставили памятник и прикрепили табличку, наверное, с именами — читать в ту пору Любинка еще не умела.
Через год на месте захоронения проросли ростки орехов, не характерные для Балкан. Позже было установлено — это кавказский сорт грецкого ореха, а пророс он из могилы, где были захоронены погибшие красноармейцы. Как известно, среди бойцов Красной Армии были выходцы со всех республик СССР, в том числе и с Кавказа. Традиционным обычаем кавказских воинов было брать на фронт плоды грецкого ореха со своей Родины, чтобы помнить о ней. Орех всегда носили с собой в бой и, если боец погибал, их и хоронили вместе с ним.
Мама Любинки очень плакала и печалилась о погибших. Первые мирные годы она просто чистила могилку, но не зажигала свечи — причину Любинке не говорила. А когда прошло несколько лет, стала и свечки зажигать, и приносить ракию, и плакала иногда, сидя рядышком, говоря, что ничего страшного, и им приятно, что их вспоминают, хоть и по нашему обычаю.
В 1954 году останки красноармейцев были перезахоронены на Русском кладбище в Белграде. Всё это время орехи росли, подстраивались под новый климат, плодоносили после тёплых зим и радовали хозяев. Когда часть двора Любинки забрало государство для строительства дороги, век орехов уже был на исходе, но ростки от них пробились прямо в ограду к людям, приютившим во время войны бойцов с Кавказа. И сейчас эти два ореха стоят, как и те «Генерал» и «Боец» — один исполин, а другой рядом чуть меньше..."
«Никому Любинка не позволяет трогать эти орехи, хоть они и разрушают ограду. История о них передается в её семье из поколения в поколение, — писал журналист, находившийся в составе экспедиции, оправившейся в поселок Бели Поток. — Вот уже и внук рассказывает всем эту историю и приводит своих друзей посмотреть на два ореха-бойца.
Когда Любинка рассказывала эту историю, она не могла сдержать слез, и всё повторяла, что всегда знала о том, что нельзя трогать орехи, надо их беречь — найдутся родственники «Генерала» и «Бойца» и обязательно приедут их навестить. И сейчас, после нашей экспедиции, она просила передать, что очень ждёт родственников и земляков бойцов Красной Армии, чью память хранит её семья.
Вспоминаются строки Расула Гамзатова: «Мне кажется порою, что солдаты, с кровавых не пришедшие полей, Не в землю эту полегли когда-то, а превратились в белых журавлей...» Вот и наши герои погибли на чужбине и... превратились в орехи. Стойко выживают в чужой стороне, щедро раздавая людям и свои плоды, и прохладу в жаркий день. Стареют, но не сдаются.
Эта история тронула души всех, кто соприкоснулся с ней. Некоторые моменты рассказа Любинки нам разъяснил член экспедиции Пётр Росич. «Генералом», скорее всего, называли офицера, так как для сельских детей любой офицер, да ещё и огромного роста был «Генералом». Почему мать Любинки сначала не зажигала свечи? Сербия — православная Земля, а мать Любинки, видимо, знала, что красноармейцы, жившие у неё, — люди не православные. Уже потом, по прошествии нескольких лет, она поняла, что перед Богом все равны, и не важно, как и по какому обычаю ты вспоминаешь погибших. Важно, что память о них живет.
После посещения семьи Любинки члены экспедиции посетили Мемориал около церкви в Белом Потоке, где высечены имена погибших здесь бойцов, и нашли на самых верхних строчках — «Майор Якубов Усман Захирович» (возможно, он и был тем «Генералом») и «Красноармеец ШАХАЛИЕВ М. Ш. (возможно, тот «Боец», который был дружен с «Генералом»).
Мы очень надеемся, что наши соратники из поискового отряда «Кавказ» найдут потомков или родных тех красноармейцев, что защищали свою Родину так далеко от дома. Возможно, спустя более 75 лет орех с Кавказа, дождется своих земляков и обретет свою семью.
Мужественные сыны Кавказа, решительно вставшие в суровую годину испытаний на защиту нашей Родины, пав смертью храбрых в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, обрели последний покой в земле под далеким Белградом. Но орехи, выросшие на их могиле, вернулись на Родину. Теперь их по-матерински согреет родное солнце, а когда они подрастут, их густые кроны расскажут свободному ветру Кавказа свою удивительную историю о благодарной людской памяти и о том, как, отправляясь на форум в Дагестан, Ольга Литвина не забыла взять с собой ореховые плоды, чтобы передать их благодатной Кавказской земле...
Всем жителям Сербии, Ольге Литвиной и Обществу российских соотечественников и друзей России в Белграде Кавказская земля благодарна за их благородные деяния и за возвращенную память о героях Кавказа.
У нас общая память о войне. И именно поэтому сегодня, в День Победы, в центре Белграда прошли многотысячные колонны «Бессмертного полка», звучат песни военной поры, а на Мемориале освободителям Белграда возлагаются венки и цветы к памятникам советских и югославских воинов-освободителей. Именно поэтому вместе с флагами Сербии и России в Белграде сегодня несут алое Знамя Победы.
Мы продолжаем поддерживать контакты с нашими сербскими друзьями, — говорит Беслан Дзейтов. — Возможно, у нас появятся и новые совместные проекты. Живую связь, прошедшую через наши сердца, не прервет ни расстояние, ни время. Нас роднит благодарность к поколению, спасшему мир от «коричневой чумы» и сокрушившему нацизм.