Несколько лет назад девушка Елена, написала на одном из форумов о лётчике Владимире Цикине, который, в декабре 1959 года вылетел на самолёте МиГ-17 с аэродрома в с.Ново-Александровск в ночной полёт, в западном направлении и не вернулся.
Примерно в это же время житель с. Пожарское Василий Иванович рассказал, что много лет назад в тех местах пропал военный истребитель, его очень долго искали, а нашли на следующий год. После этого местные жители бегали к месту падения, где было много обломков, точные координаты Василий Иванович вспомнить не смог.
С 2017 года активисты «Поискового движения России» стали искать место падения этого самолёта. Сделав запрос в архив, получили информацию о лётчике Владимире Цикине и самом лётном происшествии, но место крушения также в документах не значилось.
Из карточки лётного происшествия: «В 21.26 летчик произвёл взлёт для полёта в зону. Полёт контролировался радиолокатором и поддерживалась радиосвязь. В 21.42 радиосвязь прекратилась. В 21.45, по данным радиолокатора, самолет развернулся в направлении аэродрома, но на аэродром не возвратился. Ведутся поиски самолётами Як-12 и Ли-2, вертолётами Ми-1 и Ми-4. В эту ночь лётчик выполнял 3-й полёт. В 21.40 лётчик доложил, что зону занял и приступил к выполнению задания, а через 2 минуты на запрос руководителя полётов не ответил. Для лучшего поиска самолёта Цикина все другие самолёты были посажены, но обнаружить его самолёт радиолокатором не удалось».
Из акта расследования происшествия: «При пилотаже в зоне, лётчик потерял высоту, и самолёт столкнулся с сопкой, имеющей превышение 700 метров. В эту ночь лётчик выполнял 3-й полет на четвертом часе стартового времени в зоне без световых ориентиров и видимости естественного горизонта. Лётчику было изменено задание руководителем полётов, и он, без ведома командира, был выпущен в зону вместо полёта по маршруту. Поиски, продолжавшиеся с 21.12.1959 по 02.02.1960 г., результатов не дали. Дальнейшие поиски из-за обильных снегопадов производить невозможно. Поиски прекратить до стаивания снега. Самолёт МиГ-17, заводской номер 5320, двигатель ВК-1А № ф465662».
Спустя 5 лет после начала поисков активисты «Поискового движения России» нашли распадок, в котором лежат обломки самолёта. На протяжении этого времени были изучены практически все распадки в долине реки Нарьян-Мар. Выходы были зимой, летом и осенью. И только сейчас, уехав на снегоходах очень далеко, в места, где и не предполагали что-то найти, решили проверить еще один участок. Пройдя по нему около 150-ти метров один из активистов выезда провалился под снег, в ручей. В этот момент поисковик и наткнулся на покорёженный фрагмент самолёта.
После тщательного исследования местности были найдены: левая консоль, часть фонаря кабины, фрагмент двигателя ВК-1 и стабилизатор с рулями высоты, с нанесенным номером самолёта 5320, который совпал с номером из архивной справки. Добровольцам удалось установить место гибели Владимира Цикина.
На лето бойца Поискового движения запланировали большую экспедиции, задачи которой установить точное место удара самолёта о землю. Там же, в память о Владимире Цикине будет установлена памятная табличка.
Лётчик, старший лейтенант Цикин Владимир Фёдорович, родился 08.12.1933 года в с. Кошки Кошкинского района Куйбышевской области. Учился в средней школе № 69 г. Куйбышева. В 1953 году поступил в 9-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС, а в 1955 году поступил во Фрунзенское военное авиационное училище летчиков. После училища, получив звание лейтенанта, поступил в распоряжение 29-й воздушной армии и проходил службу в 564-м истребительном авиационном полку.
Самолёт МиГ-17, изготовлен 15.07.1954, двигатель ВК-1А, изготовлен 16.06.1954 г. В июле 1960 года 564-й ИАП и 29-я ИАД были расформированы. В 2017 году на Новоалександровском кладбище найдено захоронение Владимира Цикина, скромный обелиск с профилем МиГа был покрашен и на нём установлена новая табличка с фотографией лётчика. Ещё одна история защитника сахалинского неба получила своё продолжение, и поисковики намерены довести её до логического завершения.
Работы в рамках проекта «Вечный полёт» проводятся при поддержке Правительства Сахалинской области.