Активисты «Поискового движения России» подняли из болота двигатель истребителя

Активисты «Поискового движения России» подняли из болота двигатель истребителя
18.02.2022

Зима для поисковиков, это время для работы не только с архивами, но и на замёрзших болотах, на местах падения военных самолётов. В июне прошлого года в Смирныховском районе было обнаружено место падения самолёта Як-9. Летом и осенью поисковики работали в глубокой воронке. Откачивали воду, перекидывали кубометры глины, вытаскивая различные фрагменты самолёта. В итоге дошли до двигателя ВК-105ПФ, который под углом вошёл глубоко в глину и лежал вверх картером, под ним находился отломанный редуктор и винт. Было принято решение отложить подъем двигателя на зимнее время, т.к. болотистая местность не позволяла вытащить двигатель и вывезти его на твёрдую землю. Зимой, в воронке работать проще, а вывезти легче снегоходом.

Работа по подъёму была разбита на несколько этапов. Из заранее заготовленных брёвен была построена надстройка над воронкой. На ней закреплена таль, с помощью которой можно поднять двигатель. Вес его чуть больше 500 кг. Бревна скрепили большими гвоздями, скобами и дополнительно укрепили проволокой. Запас прочности у конструкции должен быть хорошим. На следующий день предстояло распилить лёд. Изначально, по опыту работы на других местах падения самолётов, где приходилось пилить лёд, было предположение, что лёд будет см 40 толщиной, но местами он оказался толще больше чем в два раза. Сказалась малоснежная, но морозная зима в районе.

Подо льдом незамерзшая вода, которую пришлось откачивать мотопомпой. Появился двигатель, вода больше не пребывала, а глина в воронке, на морозе стала покрываться коркой льда. Еще осенью двигатель был обвязан стропой и подготовлен к подъёму. Зацепив за стропу, с помощью шаклов и дополнительных тросов, начался подъём двигателя. Таль ручная, мощная и соответственно медленная. На подъём ушло полдня. Но в итоге, сердце истребителя, пролежавшее более 70 лет в болоте было поднято на поверхность.

«Теперь мы ждём тёплого времени года, чтобы отмыть двигатель, редуктор и винт. По возможности соберём воедино все найденные ранее фрагменты, чтобы максимально восстановить двигатель. Он конечно же сильно разбит при ударе, но даже в таком виде - это очень интересный экспонат», - рассказал руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России» Артем Бандура.

На двигателе поисковики нашли несколько разных заводских номеров. Это говорит о том, что двигатель не один раз проходил ремонт и на него ставили элементы от других моторов. Также, в ходе осмотра обломков самолёты были обнаружены пробоины в обшивке, наспех заделанные кусками алюминия. Можно предположить, что самолёт принимал участие в боевых действиях. По номеру самолёта, предположительно установлено, что его год выпуска - 1943-1944 год.

Судьба лётчика по-прежнему неизвестна. В ходе поисковых работ, присутствие лётчика в кабине, в момент падения самолёта, пока не подтверждено. Не найдены какие-либо личные вещи, фрагменты обмундирования, элементы парашютной системы, возможно, лётчик сумел покинуть самолёт до падения.

Уже в марте, поисковики продолжат работы в воронке, пока тундра не стала наполняться водой. В европейской части нашей страны авиационные поисковики часто работают на болотах зимой, т.к. в другое время года к местам падения невозможно добраться, но для Сахалинской области данная операция стала уникальной. Ранее, подобные работы, по подъёму авиационного двигателя зимой, не проводились.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон