Московские поисковики подвели итоги полевого учебного семинара «Небо Родины»

Московские поисковики подвели итоги полевого учебного семинара «Небо Родины»
16.02.2022

Полевой учебный семинар в рамках общероссийского проекта «Небо Родины», посвященный 80-летию Битвы за Москву прошел в Наро-Фоминском городском округе Московской области. В ходе учебно-тренировочного выезда бойцы студенческих поисковых отрядов города Москвы вместе с наставниками, опытными авиапоисковиками, обследовали место гибели советского истребителя Як-7А №12-15 с мотором ПА 135-117.

Маршрут к месту падения крылатой машины проходил через места ожесточенных боев 1291-го стрелкового полка 110-й стрелковой дивизии (бывшая 4-я Московская стрелковая дивизия народного ополчения Куйбышевского района). Участники экспедиции совершили пеший переход по глубокому снегу, преодолев расстояние около трех километров.

Добравшись до локации, участники семинара обустроили полевой лагерь и расчистили от снега место работы. Основная задача, стоявшая перед участниками семинара - отработать заполненную водой и покрытую коркой льда воронку от удара самолета о землю вместе с прилегающей территорией и найти номерные детали. В результате тяжелых семичасовых работ были обнаружены немногочисленные детали: приборы, фрагменты обшивки, мотора и конструкции самолета, гильзы от боекомплекта. Под самый конец семинара, когда надежда на положительный результат стала покидать, удача улыбнулась поисковикам: на одном из фрагментов был обнаружен заветный номер мотора самолета: ПА 135-117. Также по маркировкам на гильзах от боекомплекта авиационной малокалиберной автоматической пушки ШВАК и скорострельного синхронного авиационного пулемёта ШКАС удалось установить, что это потеря не позднее 1941 года.

По технологическим клеймам был установлен завод-изготовитель боевой машины. Останков члена экипажа и фрагментов парашютной системы не обнаружено. Место падения самолета было обнаружено Наро-Фоминскими поисковиками из отряда «Бумеранг-ДОСААФ» в 2012 году. Тогда же была найдена шильда с номером самолета 12-15 и его дубль, нанесенный через трафарет на одну из деталей. Было установлено, что на объекте уже проводились раскопки в 80-х годах. В начале 90-х - извлечен и вывезен с места гибели самолета мотор, что затрудняло идентификацию его номера.

Благодаря работе авиационных специалистов и участников семинара, удалось установить, что был обнаружен ранний советский истребитель Як-7А №12-15 с мотором ПА 135-117. Самолет 12-ой серии, выпущенный в сентябре-октябре 1941 года авиационным заводом №301  Народного комиссариата оборонной промышленности СССР. Имел на вооружении два ШКАСа и один ШВАК. Сейчас по архивным документам ведется работа по установлению номера части, в которой проходила службу крылатая машина, обстоятельствах воздушного боя, а самое главное - имени и судьбе пилота.

В семинаре приняли участие специалисты «Центра современной истории», поисковики отрядов «Бумеранг-ДОСААФ», «Витязь», «Русь», «Единорог», «Арьергард», «Надежда», «Военная археология», «Зеленая верста».

Отметим, проект «Небо Родины» объединяет информационные, методические и организационные ресурсы участников «Поискового движения России», которые занимаются поиском пропавших самолетов. В рамках проекта ежегодно проводятся межрегиональные семинары-практикумы «Небо Родины». Историки авиации, поисковики и ученые обсуждают практику поисковой работы и опыт по установлению судеб экипажей погибших самолетов.

 

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон