Проблемные вопросы учета и составления паспортов (учетных карточек) воинских захоронений на основе мониторинга воинских захоронений

Проблемные вопросы учета и составления паспортов (учетных карточек) воинских захоронений на основе мониторинга воинских захоронений
13.09.2021

Проводя общественный мониторинг состояния воинских захоронений на территории Российской Федерации сотрудники ВИПЦ в том числе проверяют наличие и характер составления учетных документов (учетные карточки, или как их еще называют – паспорта воинских захоронений). Их форма утверждена Директивой Министерства обороны Российской Федерации 1990 года № Д-35.

Напомним, что паспорт воинского захоронения представляет собой учётную карточку с информацией о местонахождении, виде и состоянии захоронения, содержит план и фотографию кладбища. В него также вносится информация о количестве захороненных и их личные данные – фамилия, имя, отчество, воинское звание, год рождения и дата смерти. В случае, если количество захороненных превышает три-пять человек, в дополнение к учётной карточке составляется список захороненных с личными данными. Паспорт воинского захоронения составляется в трёх экземплярах. Один экземпляр остается у местных органов власти, второй – в органах военного управления (военкоматах), и третий направляется в Москву в Министерство обороны Российской Федерации.

Паспорта воинских захоронений проходят регистрацию в Управлении Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества, затем оцифровку и размещаются в интерактивном сервисе «Память народа» и ОБД «Мемориал», которыми ежедневно пользуются миллионы жителей России и других стран.

Как мы уже говорили ранее, согласно проведенному мониторингу, ежегодно в «тыловых» регионах нашей страны проходит как минимум около 100 торжественно-траурных церемоний захоронений погибших воинов, чьи останки удается найти и идентифицировать участникам поисковых отрядов в «боевых» регионах. Проведя розыскную работу удается найти их родных и близких, которые изъявляют желание захоронить останки близкого им человека на малой родине. В большинстве таких случаев церемонии захоронения проходят на гражданских (деревенских, сельских, поселковых, городских) кладбищах, рядом с могилами их родных, либо захоронение останков происходит в уже существующую могилу родственников. Данные церемонии проходят при обязательном согласии и с участием представителей органов местного самоуправления и военного управления территориального района определенного субъекта Российской Федерации.

После этого, вновь образованное воинское захоронение согласно ст. 5 Закона РФ от 14.01.1993 года № 4292-1 «Об увековечении памяти погибших при защите Отечества», подлежит государственному учёту. На территории Российской Федерации данный учёт ведётся местными органами власти и управления. На каждое воинское захоронение устанавливается мемориальный знак и составляется паспорт.

О проблеме отсутствия и своевременного оформления паспортов (учетных карточек) воинского захоронения, мы уже неоднократно рассказывали, в других материалах, подготовленных специалистами ВИПЦ. А сейчас разговор пойдет о другой проблеме, которая была выявлена во время проведения мониторинга наличия и информативности данных, занесенных в учетные карточки воинских захоронений.

Так, в последнее время, в некоторых субъектах Российской Федерации стали оформляться учетные карточки, в которых помимо похороненного военнослужащего, погибшего в годы Великой Отечественной войны (либо в других военных конфликтах), вносятся в графу «количество захороненных», данные о родственнике погибшего, в могилу которого (или которых) было проведено подзахоронение останков погибшего солдата. Тем самым, в такой учетной карточке воинского захоронения, кроме военнослужащего, учтенным получается и его родственник (или родственники).

Вот пример такой учетной карточки по периоду Великой Отечественной войны:

- воинское захоронение сержанта Овчинникова Василия Алексеевича на Кушвинском кладбище г.Кушва Свердловской области. Останки погибшего воина были обнаружены в Городищенском районе Волгоградской области и торжественно захоронены на малой родине 20 сентября 2019 года. В карточке отмечается, что останки были перезахоронены в могилу к родному брату Овчинникову А.А. В графе «количество захороненных» указаны двое, в том числе двое известных. Персональные данные указаны только одного – сержанта Овчинникова В.А. То есть подразумевается, что в данном захоронении похоронены двое военнослужащих, хотя по факту военнослужащим является только погибший Овчинников Василий Алексеевич.

То же самое касается учетных карточек на воинские захоронения погибших солдат и офицеров Советской и Российской армий, погибших в период Афганской и Чеченской войн. Так, например, в Челябинской области выявлены 9 таких захоронений, где кроме военнослужащего учтены в количестве захороненных их родственники. В Курганской области выявлено одно такое захоронение. В Свердловской области 17 таких захоронений.

В подобных карточках, что захоронение семейное, в котором всего захоронено столько-то человек, логичней было бы указывать в примечаниях, а не в количественном показателе захороненных военнослужащих.

Для исключения впредь подобных неточностей в деле учета воинских захоронений и количества захороненных воинов, целесообразно уполномоченному органу исполнительной власти в лице Управления Министерства обороны Российской Федерации по увековечению памяти погибших при защите Отечества направить разъяснительную записку и обозначить позицию министерства в органы исполнительной власти и органы военного управления субъектов Российской Федерации для оповещения органов местного самоуправления, которые согласно Закона проводят паспортизацию воинских захоронений. А получаемые карточки, оформленные подобным ошибочным образом, возвращать в адрес отправителя для их переоформления и ликвидации неточностей.

В качестве положительного примера оформления паспорта воинского захоронения (учетной карточки) можно привести оформленный документ на воинское захоронение заместителя командира 3-го гвардейского истребительного авиационного полка ВВС КБФ гвардии майора Мясникова Александра Федоровича на гражданском кладбище в д. Никифорово Мошенского района Новгородской области. Останки летчика были обнаружены на месте падения его самолета «Харрикейн» в 2002 году, а 1 августа 2003 года прах погибшего был торжественно захоронен рядом с могилой его супруги – Матрены Макаровны.     

Карточка 1, Карточка 2, Карточка 3, Карточка 4

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон