В этом году, активисты «Поискового движения России» отправились на поиски погибших солдат в ограниченном составе и на меньший срок, чем обычно. Три человека, минимальный набор оборудования и 12 дней поисковых работ - это всё, что смогли позволить себе в этом году сахалинские поисковики для экспедиции на Северокурильский остров. Тем не менее, цель поездки была достигнута. За 12 дней, проведённых на острове, поисковики обнаружили шестерых погибших красноармейцев и десятки экспонатов для музеев области.
Благодаря отзывчивости местных жителей, уже на следующий день после прихода теплохода в Северо-Курильск поисковики добрались до маяка на мысе Курбатова. Вместе с поисковиками на остров попала и жительница Камчатки – Оксана Лобанова, которая намеревалась побывать на местах боёв, где пропал без вести в августе 1945 года её дядя Алексей Ковалёв. Благодаря знакомству с поисковиками ещё на теплоходе Гипанис, женщина не только побывала на Шумшу, подробнее узнала об исторических событиях, происходивших во время штурма острова, но и приняла участие в поисковых работах.
Сухая и жаркая погода затронула и Шумшу. Глубокие лужи на дороге от маяка до высоты Северная, которые никогда не высыхали, пересохли, пыль стояла столбом, речки обмелели. За время, проведённое на острове всего несколько часов шёл дождь, зато солнечных дней было много, впрочем, как и туманных, а туманы и Шумшу — это единое целое. Погода в этом году позволила плодотворно провести экспедицию.
Поисковиками вновь был исследован берег Первого Курильского пролива, место высадки десанта, где на довольно большой глубине, до полутора метров, обнаружены фрагменты обмундирования и амуниции советских солдат. За десятилетия после окончания боевых действий в окопы, траншеи, ходы сообщения и противотанковые рвы нанесено очень много песка, что затрудняет поиск мест захоронений погибших при высадке десанта. По-прежнему основным местом поиска являются предполье и склоны г.Северной и район сражения советского десанта с японскими танками.
Так, 20 июля, в 200-х метрах от мемориала на г.Северная, рядом с японским ходом сообщения, на глубине около 60 см была обнаружена советская каска СШ-39, внутри которой был череп. Сразу же вокруг была проверена поверхность земли, где на расстоянии около двух метров также был чёткий глубокий сигнал. Поисковики стали углубляться в этом месте и наткнулись на солдатские ботинки. Вдоль обнаруженной обуви стали делать раскоп и оказалось, что боец не один. После того как был сделан археологический стол, стало понятно, что солдат шесть. Четверо лежали на спине, а двое, сверху них, лицом вниз. Погибшие были сброшены в воронку и сверху присыпаны землёй, а с течением времени всё сравнялось с основной поверхностью, так, что не было и намека на это санитарное захоронение. В прошлые годы в этом месте также проходили поисковики, земля частично перекопана рядом, но только в этом году удалось обнаружить солдат. Один боец был в сапогах, остальные в ленд-лизовских, американских ботинках. Каска присутствовала только на одном солдате, благодаря ей погибшие и были обнаружены. В ногах одного из воинов обнаружены фрагменты сумки, в которой лежал алюминиевый котелок и ЗиП к пулемёту Максима (молоточек, ключи, выколотки, экстрактор гильз, нож для вскрытия цинковых ящиков с патронами и прочее). Между котелком и ЗиПом лежали остатки красноармейской газеты «Верный сын Родины» за 1945 год. А под солдатом был обнаружен запасной ствол к пулемёту Максима. Всё это говорит о том, что с большой долей вероятности, погибший был номером расчёта станкового пулемёта. У одного из солдат при себе оказался перочинный нож, с нацарапанной надписью «На память Ване». У двоих воинов в районе карманов галифе обнаружены несколько монет и остатки кошелька. Пять солдат были с противогазами, у двоих были малые пехотные лопатки и гранаты РГД-33.
Выделяется один из солдат. Как раз он был в стальном шлеме и его поднимали последним. В том месте, где на галифе были карманы лежал мундштук для духового инструмента – трубы или горна. А это вещь индивидуальная. В списках погибших управления 101-й стрелковой дивизии есть Тюменцев Василий, 1928 года рождения, красноармеец, воспитанник, музыкант музыкального взвода 101-й СД. Родился в с.Паратунка Камчатского края, пропал без вести 18.08.1945 при штурме острова Шумшу. Поисковики уже занялись поисками родственников юного воина. Возможно, как раз его и нашли поисковики.
«На обнаруженном котелке имеются выбитые и нацарапанные инициалы: МСИ или ТСИ, непонятно написание первой буквы, скорее всего М, но может таким образом написана буква Т, а также инициалы УАС и АНД. По инициалам ТСИ и АНД, в списках погибших нет подходящих солдат. По инициалам МСИ подошел Марышев Степан Иванович, командир отделения ПТР 373-го стрелкового полка, по инициалам УАС подошел Ураков Арсентий Степанович командир отделения саперов 119-го отдельного саперного батальона. Котелок скорее всего не может принадлежать им, т.к. найден в сумке с ЗиПом к пулемету и принадлежит номеру расчета станкового пулемета. Возможно, и другие бойцы, были из этого пулеметного расчета. К сожалению, кроме имени Иван у одного из солдат и возможно Василия Тюменцева, других имён мы не знаем, они остались неизвестными» - рассказал Артем Бандура руководитель Сахалинского регионального отделения «Поискового движения России».
В ходе сообщения, рядом с найденными солдатами на глубине около полутора метров были обнаружены фрагменты сумки со сгнившей лентой к пулемету Максима, ключами к нему же и остатками алюминиевого котелка со смазкой.
Несколько дней поисковики искали место боя, южнее высоты 171, где согласно документам: «…Отдельные мелкие подразделения 3-го стрелкового батальона, вместе с рядом подразделений 373-го стрелкового полка (около 170 человек) под командой капитана Мазикова вышли южнее без.выс., что южнее отм.171 и отражали контратаки противника...»
В результате поиска были обнаружены сильно заросшие кедровым и ольховым стлаником, ранее не исследованные японские траншеи, ходы сообщения, окопы, позиции под артиллерию. На месте боя найдено большое количество стреляных гильз, ручки от РГД-33, пустые диски к пулемёту ДП-27, советские противогазы и саперные лопатки (МПЛ-50). Поиск в этом месте будет продолжен уже в следующей экспедиции.
Как и в предыдущих экспедициях, в этот раз было собрано большое количество стрелянных гильз от винтовок, пулемётов, противотанковых ружей и танков, малые пехотные лопатки, каски, противогазы. Были обнаружены бронерубашки для танкового пулемета. Часть найденных предметов передана в фонды Северо-Курильского краеведческого музея, где присутствует большая экспозиция, посвященная Курильскому десанту.
Стало уже «традицией» вывозить с высоты различный мусор. И в этот раз поисковики собрали и вывезли остатки старых венков, банки из-под краски, кисточки, валики, куски арматуры и засохшего цемента, старые носилки. Часть мусора была выкопана из японской позиции, которая находится рядом с мемориалом на г.Северная.
Побывали активисты на бывшем японском аэродроме Катаока, рядом с которым до сих пор лежат остатки поршневой авиации, фрагменты японских самолётов и американских Р-63, B-34.
«Грустно на это всё смотреть. Около десятка ленд-лизовских КингКобр лежат, сброшенные с рулёжной дорожки, периодически растаскиваемые на части собирателями цветного металлолома и туристами, посещающими остров. А ведь из всех фрагментов, можно собрать и отреставрировать один, два самолёта для экспонирования на Сахалине или Северо-Курильске. Ведь это наша история и её нужно сохранить» - сокрушается активист Регионального отделения «Поискового движения России» Иван Сторожев.
Обнаруженные солдаты обретут покой на воинском мемориале в г.Северо-Курильске 3 сентября, в День Победы над Японией, а экспедиции на Шумшу продолжатся, пока все погибшие солдаты не будут найдены. За семь лет поисковых экспедиций, на острове обнаружены останки 122 погибших солдат и офицеров Красной Армии, имена 9-ти защитников Отечества удалось установить. Может быть, среди солдат с неустановленными именами был и Алексей Ковалёв, красноармеец, автоматчик 373-го стрелкового полка, пропавший без вести 18 августа 1945 года.
Поисковики выражают благодарность за помощь и поддержку в проведении поисковой экспедиции жителям г.Северо-Курильска: Владимиру Исупову, Марку и Елене Котенко, Николаю Ерощеву, Олегу Стучинскому, а также семье работников маяка на мысе Курбатова Сергею и Марии Горшковым.
Пресс-служба РО ООД «Поисковое движение России» в Сахалинской области