ПОИСКОВИКИ В ЛИЦАХ

Дмитрий Поштаренко

Дмитрий Поштаренко

Автор трехмерной панорамы «Десант на Шумшу. Последний остров войны»

   Санкт-Петербург

Автор трехмерных панорам «Прорыв», «Битва за Берлин» и «Десант на Шумшу» Дмитрий Поштаренко рассказал порталу рф-поиск.рф о своей новой панораме, открывшейся недавно во Владивостоке, и героях, чьи истории легли в основу экспозиции.

Автор трехмерных панорам «Прорыв», «Битва за Берлин» и «Десант на Шумшу» Дмитрий Поштаренко рассказал порталу рф-поиск.рф о своей новой панораме, открывшейся недавно во Владивостоке, и героях, чьи истории легли в основу экспозиции.

Во Владивостоке открылась для широкой публики историко-художественная панорама «Десант на Шумшу. Последний остров войны», созданная вашей командой. Что вдохновило вас на ее создание?

На трехмерной панораме «Десант на Шумшу. Последний остров войны» мы рассказываем историю и от лица советских воинов, и наших противников, бойцов Императорской армии Японии. Главный герой японской стороны - полковник Суэо Икеда. Потомственный военный, человек с большим боевым опытом, преподававший воинскую науку. В боях на Шумшу он возглавлял легендарный 11 танковый полк, носивший имя «Дух самурая».

Там, во время сражения на острове, Икеда столкнулся с воином Красной Армии -  майором П.И. Шутовым. Петр Иванович родился в крестьянской семье, был учителем начальных классов, кадровым военным, а после, заместителем командира 138-го полка, командующим передовым отрядом десанта на Шушму. Во время десантной операции Шутов был трижды получил ранение, но оставался в бою до последнего.

Меня потрясает эта параллель двух разных культур, совершенно разных людей, именно это привлекло меня в этой работе по данной теме.

У вас уже накопился опыт создания панорам, реализованы две больших экспозиции: «Прорыв» и «Битва за Берлин». А что было новым в разработке панорамы «Десант на Шумшу»?

Мы уже понимали, как разрабатывать историю с советскими бойцами, но абсолютно нова для нас тема Японии.

Существует много разных источников – книги, воспоминания, фильмы, но в каждом из них разные настроения. Их важно уравновесить и прийти к основной, максимально объективной трактовке происходившего, а это очень непростая задача.

Мы знаем, что в панорамах вы используете истории реальных участников боевых действий. Чем отличается эта работа от постановки фигур абстрактных образов бойцов в экспозицию?

Работа с героями, у которых есть прототипы, совершенно иная, чем с вымышленными персонажами. Здесь ты не только включаешь воображение, а стараешься максимально собрать информацию о человеке - из книг, из наградных листов, через архивы, от его родственников. Потом, на основании этих данных, стараешься понять характер героя, чтобы отразить его не только в скульптуре – в изгибах тела при движении, в мимике, но и в деталях униформы, и, конечно, в истории, которую расскажем и от его лица в том числе.

4 сентября панораму посетил руководитель Администрации Президента России Сергей Иванов…

Год назад мы встретились с Сергеем Борисовичем на Дальнем Востоке, когда показывали ему экспозицию в лагере «Океан». Тогда мы общались с ним на тему Второй Мировой войны, боевых действий Дальнем Востоке и, конечно, об острове Шумшу. А сейчас он был здесь и своими глазами увидел мои мысли на эту тему, только уже выраженные в форме трехмерной панорамы.

Вы не переживаете о том, как отреагируют на вашу панораму иностранцы?

Тема, которую мы затронули – международная. Она не касается чувств только одного народа, но показывает, что все взаимосвязано, все человеческие судьбы переплетаются. Как и в других наших трехмерных панорамах мы не показываем какую-либо из сторон «плакатно», «стереотипно». А говорим, что каждый бой был тяжелым и давался очень непросто и нам, и нашим противникам. Об этом свидетельствуют не только архивные данные, воспоминания и документы, но находки из поисковой экспедиции на острове Шумшу. 

Кроме того, мы говорим о том, как война затрагивает мирное население, людей, никоим образом не причастным к ведению боевых действий. Не случайно перед экспозицией «Десант на Шумшу. Последний остров войны» мы решили установить макет атомной бомбы. Пришла мысль создать скульптуру, которая будет касаться событий августа 1945 года, а именно городов Хиросима и Нагасаки. Эта бомба символизирует бессмысленность огромного количества человеческих жертв. Ведь, как известно, никакого военно-стратегического значения бомбардировка не имела. Лишь психологическое и пропагандистское. А результат? Сотни тысяч погибших и еще больше искалеченных жизней.

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон