Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области на 2013–2015 годы

Дек. 29, 2012

   Скачать

 

 

 

 

                                                                                                         

 

 

 

Региональная программа

«Патриотическое воспитание граждан

и допризывная подготовка молодежи
к военной службе в Тюменской области»
на 2013–2015 годы

 

Государственный заказчик-координатор программы:

департамент по спорту и молодежной политике

Тюменской области

 

 

 

 

 

 

 


ПАСПОРт
региональной программы
«Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области»

на 2013–2015 годы

Дата и номер принятия правового акта о разработке Программы

Поручение Президента Российской Федерации

от 06.05.2009 №Пр-1098ГС

Дата и номер правового акта об утверждении Программы

Распоряжение Правительства Тюменской области
от 29.12.2012 № 2883-рп

Государственный заказчик-координатор Программы

Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области

Государственные заказчики Программы

Департамент здравоохранения Тюменской области, Департамент социального развития Тюменской области,

Департамент образования и науки Тюменской области, Департамент культуры Тюменской области,

Департамент информационной политики Тюменской области,

Военный комиссариат Тюменской области

Разработчик Программы

Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области

Цель Программы

Создание благоприятных условий для укрепления здоровья, формирования морально-психологических и физических качеств, развития гражданственности и патриотизма молодежи, проходящей допризывную подготовку и призывающейся на военную службу

Задачи Программы

1. Сохранение и укрепление здоровья, предоставление обоснованных мер социальной поддержки молодежи допризывного возраста.

2. Развитие физической культуры и привлечение молодежи к регулярным занятиям спортом, в том числе по военно-прикладным и техническим направлениям.

3. Воспитание гражданственности, патриотизма и социальной ответственности молодежи, пропаганда культурно-исторического наследия.

4. Обучение молодежи основам обороны и военной службы в учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования, подготовка по военно-учетным специальностям.

5. Добровольная допризывная подготовка молодежи к военной службе (по программам дополнительного образования), обеспечение деятельности специализированных классов, клубов, центров.

6. Информационная и научно-методическая поддержка, обеспечение технических, организационных и кадровых условий совершенствования системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе.

Сроки реализации Программы

2013–2015 годы

Объемы и источники
финансирования Программы

Всего – 476 365 тыс. рублей, в том числе средства долгосрочных целевых программ:

- «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области» – 420 961 тыс. рублей;

- «Основные направления развития культуры Тюменской области» – 55 404 тыс. рублей.

По срокам реализации программы:

 

2013 год – 172 912 тыс. рублей, в том числе средства долгосрочных целевых программ:

- «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области» – 155 062 тыс. рублей;

- «Основные направления развития культуры Тюменской области» – 17 850 тыс. рублей.

 

2014 год – 151 733 тыс. рублей, в том числе средства долгосрочных целевых программ:

- «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области» – 132 956 тыс. рублей;

- «Основные направления развития культуры Тюменской области» – 18 777 тыс. рублей.

 

2015 год – 151 720 тыс. рублей, в том числе средства долгосрочных целевых программ:

- «Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области» – 132 943 тыс. рублей;

- «Основные направления развития культуры Тюменской области» – 18 777 тыс. рублей.

Ожидаемые конечные результаты реализации программы и показатели эффекта

В результате реализации программных мер, доля молодежи, занимающейся в системе патриотического воспитания и проходящей добровольную допризывную подготовку к военной службе (% от численности молодежи допризывного возраста) составит:

в 2013 году – 23,7%, 2014 году – 24,2%, 2015 году – 24,7%.


Раздел 1. Характеристика объекта, воздействие на который предполагается в рамках региональной программы

 

В соответствии со стратегическими целями государства по обеспечению стабильного и устойчивого политического, экономического и социального развития, укрепления обороноспособности страны региональная программа «Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области» на 2013–2015 годы (далее – Программа) определяет основные направления, содержание, формы и методы развития патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе.

Программа является продолжением региональной программы «Патриотическое воспитание и допризывная подготовка молодежи к военной службе в Тюменской области» на 2010–2012 годы, разработана на основе предложений органов исполнительной власти и общественных объединений в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

·                Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;

·                Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

·                Федеральный закон от 28.06.1995 № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

·                Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.02.2010   № 134-р);

·                Постановление Правительства Российской Федерации от 05.10.2010 № 795 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»;

·                Постановление Правительства Российской Федерации от 24.07.2000 № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях»;

·                Постановление Правительства Российской Федерации от 28.11.2009 № 973 «Об общероссийской общественно-государственной организации «Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России»;

·                Приказ Министерства обороны РФ от 24.02.2010 № 96 и Министерства образования и науки РФ от 24.02.2010 № 134 «Об утверждении инструкции об организации обучения граждан РФ начальным знаниям в области обороны и их подготовки по основам военной службы в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования и учебных пунктах;

·                Перечень поручений Президента Российской Федерации по итогам заседания президиума Государственного совета Российской Федерации (22 апреля 2009 года), утвержденный от 06.05.2009 года № Пр-1098 ГС;

·                Закон Тюменской области от 06.02.1997 № 72 «О молодежной политике в Тюменской области».

 

Преодоление последствий системного политического и социально-экономического кризиса конца XX века и переход к новой государственной политике в области национальной безопасности, нацеленной на надежное предотвращение внутренних и внешних угроз, динамичное и устойчивое развитие, становление России в роли одной из лидирующих мировых держав по уровню технического прогресса и качеству жизни населения, актуализирует поиск действенных путей консолидации общества на основе ценностей свободы и независимости, межнационального и межконфессионального мира, единения культур, гуманизма, гражданственности и патриотизма.

Целостная и последовательная политика в области патриотического воспитания молодежи, развития ее социальной ответственности и гражданской культуры, подготовки к обороне и защите национальных интересов страны является важнейшим фактором социально-личностной самореализации, обретения молодым поколением граждан качеств активного субъекта плодотворных преобразований, хранителя, созидателя и защитника культурно-исторического наследия и устоев российского общества и государства.

Согласно Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации, патриотическое воспитание, являясь компонентом общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность органов государственной власти и общественных организаций по формированию у граждан патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. Неотъемлемой частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание, направленное на формирование готовности к военной службе как особому виду государственной службы. Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

В современных условиях реформирования Вооруженных сил Российской Федерации, в том числе перехода на контрактную систему военной службы и сокращения срока службы по призыву, определяющим фактором становится эффективность допризывной подготовки молодежи к военной службе. Совершенствование системы допризывной подготовки молодежи будет способствовать стабильному пополнению Вооруженных сил России здоровыми, физически развитыми, мотивированными и обученными современным технологиям кадрами, а также позволит существенно снизить в молодежной среде такие проявления как правовой нигилизм, политическую наивность, потребительскую психологию и пацифистские настроения.

К основным недостаткам действующей в настоящее время системы подготовки молодежи к военной службе можно отнести:

·                низкий уровень здоровья и физического развития молодежи допризывного и призывного возраста;

·                недостаточный объем физкультурно-спортивной подготовки молодежи, в том числе по военно-прикладному и техническому профилю;

·                слабая подготовка учащихся по основам военной службы в образовательных учреждениях, отсутствие преемственной системы подготовки к военной службе, начинающейся с младшего школьного возраста и заканчивающейся подготовкой по военно-учетным специальностям;

·                неудовлетворительное состояние материально-технической базы образовательных учреждений, необходимой для организации допризывной подготовки;

·                непопулярность среди молодежи военной службы.

 

Первостепенное значение имеет решение проблемы низкого уровня здоровья и физической подготовленности, которые являются базовыми факторами, определяющими способность молодого человека к военной службе. Следствием низких показателей состояния здоровья призывников является снижение уровня боеготовности частей и подразделений из-за неспособности значительной части призывников справиться с резким увеличением объемов физических нагрузок первых месяцев военной службы, высокий уровень заболеваемости и травматизма, морально-психологические травмы и стрессы, связанные с адаптацией.

С целью мониторинга состояния здоровья призывного контингента ежегодно в образовательных учреждениях  в 2011-2012 годах проводилась углубленная диспансеризация подростков в возрасте 14 лет. По результатам диспансеризации оценивается состояние здоровья каждого подростка, при необходимости составляется план по обследованию и лечению. В 2012 году по результатам осмотров нуждались в проведении лечебно-оздоровительных мероприятий 6,7 тыс. юношей в возрасте от 15 до 17 лет, из которых получили лечебно-оздоровительные мероприятия (лечение в стационаре, санаторно-курортное лечение, санация зубов, коррекция зрения) 4,7 тыс. юношей, что составило 70% от общего числа юношей данного возраста, нуждавшихся в лечебно-оздоровительных мероприятиях (в 2011 году из 9,9 тыс. юношей лечебно-оздоровительные мероприятия получили 8,6 тыс. человек).

Территориальными отделами военного комиссариата Тюменской области также ежегодно проводятся плановые мероприятия по первоначальной постановке на воинский учет граждан, достигших 17-летнего возраста, и медицинское освидетельствование подростков. В категории юношей, временно негодных к военной службе (подлежащих оздоровлению), более половины составляют юноши с дефицитом массы тела, остальную часть - юноши с заболеваниями нервной системы и психическими расстройствами, юноши с заболеваниями сердечно-сосудистой системы и органов дыхания и с иными заболеваниями.

Ежегодно для юношей временно негодных к военной службе проводятся лечебно-оздоровительные мероприятия, так в 2012 году данными мероприятиями было охвачено 70% юношей (2011 год - 86,9% юношей), имеющих показания к прохождению лечебно-оздоровительных мероприятий. По окончанию призыва 2012 года и по итогам проведения лечебно-оздоровительных мероприятий признаны годными к военной службе и годными к военной службе с незначительными ограничениями 73% призывников (2011 год – 73%).

Одним из приоритетных направлений деятельности Правительства Тюменской области в социальной сфере является организация качественного отдыха и оздоровления населения, создание доступных условий для санаторно-курортного лечения жителей, в том числе детей и молодежи. Летняя оздоровительная кампания 2012 года была организована на базе 641 оздоровительной организации Тюменской области. Численность детей и подростков, отдохнувших в оздоровительных организациях, составила 93% от общего количества детей и подростков, подлежащих отдыху и оздоровлению в возрасте от 6 до 18 лет (2011 год – 91%).

В рамках досуговой деятельности дети и подростки были вовлечены в работу по программам дополнительного образования, в том числе по туристско-краеведческому, спортивному, физкультурному, техническому, военно-патриотическому направлениям.

 

Ежегодно для детей, занимающихся в спортивных школах, учащихся специализированных классов добровольной подготовки к военной службе проводятся оборонно-спортивные оздоровительные смены; для детей «группы риска» предоставляются путевки в краеведческие и поисковые экспедиции, палаточные лагеря. Деятельность лагерей способствует первичной профилактике наркомании и правонарушений, развитию активной жизненной позиции, вовлечению их в туристско-краеведческую, спортивную военно-патриотическую деятельность. Кроме того, департаментом социального развития Тюменской области проводится работа по оказанию своевременной помощи детям и подросткам, находящимся в трудной жизненной ситуации.

Важное значение для укрепления здоровья молодежи призывного и допризывного возраста, формирования у них необходимой для службы в армии физической подготовки имеет развитие массовой физической культуры и детско-юношеского спорта.

Основным показателем оценки эффективности развития физической культуры и спорта среди молодежи допризывного возраста является уровень физкультурно-спортивной активности детей и молодежи в возрасте 7 – 22 лет, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, в 2012 году данный показатель составил 87,3% молодежи (2011 год – 87,4% молодежи).

С целью определения и контроля уровня физической подготовленности обучающихся, создания условий для объективной самооценки и самосовершенствования, создания системы мониторинга физической подготовленности учащихся в Тюменской области ежегодно проводятся спортивно-оздоровительные состязания учащихся общеобразовательных учреждений Тюменской области «Губернаторские состязания», которые являются областным этапом Всероссийского спортивно-оздоровительного фестиваля школьников «Президентские состязания». Ежегодно участие в состязаниях приняли более 400 образовательных учреждения области, общее количество участников более 120 тысяч человек.

Большое значение имеет развитие физкультурно-спортивной работы в общеобразовательных учреждениях и учреждениях профессионального образования. Актуальными направлениями этой деятельности является совершенствование форм и методов урочных и неурочных занятий, в том числе включение дополнительных элементов физического воспитания – занятий по военно-прикладным и техническим видам спорта.

Принимая во внимание центральную роль образовательных учреждений в социальном пространстве микрорайонов и поселений, в Тюменской области получила развитие модель школы как центра физического воспитания и организации физкультурно-спортивной активности населения (прежде всего, детей и молодежи). Таким образом, школа берет на себя ряд функций по оказанию физкультурно-оздоровительных услуг, организации спортивно-массовых мероприятий, пропаганде здорового образа жизни.

На базе ряда общеобразовательных школ во всех муниципальных районах и городах Тюменской области действуют центры физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства. Важным фактором привлечения к регулярным занятиям физической культурой и спортом детей и молодежи является доступность, которая обеспечивается Центрами, так занятия организуются для детей и молодежи во внеучебное время. В 2011–2012 учебном году в центрах физкультурно-оздоровительной работы по месту жительства систематически занимались более 30,0 тысяч юношей допризывного возраста. Особое внимание при организации физкультурно-оздоровительной работы уделяется социально неблагополучным подросткам, регулярно занимаются при центрах физкультурно-оздоровительной работы более восьмисот несовершеннолетних, состоящих на учете в подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

В Тюменской области регулярно проводятся спортивно-массовые мероприятия для детей и молодежи, такие как Игры доброй воли, Спартакиада оздоровительных лагерей, Спартакиада детских домов, Спартакиада учащихся общеобразовательных учреждений, Спартакиада учреждений начального профессионального образования, Спартакиада средних специальных учебных заведений, Спартакиада вузов Тюменской области. Ежегодно в Спартакиадах учебных заведений приняло участие более 7 тысяч человек.

Реализацией услуг по дополнительному образованию физкультурно-спортивной направленности в Тюменской области занимаются 71 организация с общим охватом занимающихся более 35 тысяч человек в возрасте от 7 до 18 лет. В организациях дополнительного образования спортивной направленности культивируется 45 видов спорта. Наряду с подготовкой спортсменов высокой квалификации, организации дополнительного образования спортивной направленности играют большую роль в повышении физкультурно-спортивной активности детей и молодежи, приобщении их к здоровому образу жизни.

Важную роль в подготовке граждан к военной службе играют занятия спортивно-техническими, авиационными и военно-прикладными видами спорта. В Тюменской области на базе 27 учреждений дополнительного образования данными видами спорта занимаются более 4,2 тысяч человек. Организационными и методическими центрами развития авиационных и технических видов спорта являются ГАУ ТО «Центр спорта и отдыха «Воронинские горки» (авто- и мотоспорт) и ГАУ ДОД ТО «Областной центр дополнительного образования детей и молодежи» (авиа-, авто-, судомодельный спорт).

С целью развития военно-прикладных и спортивно-технических видов спорта департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области, областным отделением ДОСААФ России, ГАУ ДОД ТО «ОДЮЦ «Аванпост» организуются различные мероприятия военно-спортивной направленности, в том числе военно-спортивная тактическая игра «Суворовский натиск», Областная спартакиада по военно-прикладным видам спорта «Звезда Победы», посвященная Победе в Великой Отечественной войне, Первенство Тюменской области по военно-прикладным видам спорта среди допризывной молодежи и др. Всего в 2012 году было организованно более 20 областных и межрегиональных соревнований по военно-прикладным и спортивно-техническим видам спорта, общее количество участников данных соревнований составило более тысячи человек. Кроме того, представители из Тюменской области принимают участие во Всероссийской спартакиаде школьников по военно-прикладным и техническим видам спорта. Ежегодно более 120 спортсменов Тюменской области принимают участие во Всероссийских соревнованиях по авиамодельному, автомодельному, самолетному, парашютному, автомобильному и мотоциклетному спорту, более 30 из них становятся призерами соревнований. Доля детей и молодежи, систематически занимающихся военно-прикладными и техническими видами спорта, составила в 2012 году 14% (2010 год – 11%, 2011 год – 14%) об общей численности молодежи в возрасте 7-22 лет.

Активно развивается детско-юношеский и молодежный самодеятельный туризм, направленный на развитие познавательных, исследовательских навыков обучающихся по изучению природы, истории, культуры родного края, привлечение обучающихся к социальным инициативам по охране природы, памятников культуры.

На заседании областной межведомственной комиссии по организации отдыха, оздоровления населения, занятости несовершеннолетних 15 июня 2011 года разработаны и направлены в муниципальные образования юга Тюменской области «Методические рекомендации о порядке организации детских туристических лагерей палаточного типа, походов, экспедиций на территории Тюменской области», организована работа региональной маршрутно-квалификационной комиссии, а также ведение реестра маршрутов – перечня маршрутов самодеятельного туризма, разработанных, классифицированных и имеющих регистрационный паспорт маршрута на территории Тюменской области. Каждый из представляемых в реестр маршрутов имеет познавательный характер.

Кроме этого, в 2012 году создана сеть специализированных зональных центров развития самодеятельного спортивно-оздоровительного туризма на территории муниципальных районов Тюменской области, которые организуют мероприятия туристско-краеведческой направленности, предоставляют туристское снаряжение для проведения походов, экспедиций, палаточных лагерей муниципальным районам, закреплённым за данным зональным центром, организуют работу зональной маршрутно-квалификационной комиссии, ведут реестр маршрутов.

В целях выявления и распространения эффективного организационного, методического и педагогического опыта туристской работы с молодежью, с 2011 года проводится областной смотр-конкурс на лучшую постановку туристско-краеведческой работы в муниципальных районах (городских округах) Тюменской области «Премия Робинзона Крузо». Ежегодно в конкурсе принимают участие более 15 муниципальных районов региона.

Деятельность по воспитанию патриотизма и гражданственности ведется по следующим приоритетным направлениям: пропаганда патриотических ценностей посредством организации и проведения областных акций и массовых мероприятий, посвященных памятным датам истории, государственным символам Российской Федерации; развитие общественного патриотического и социально-благотворительного движения; организация историко-краеведческой, поисковой и военно-мемориальной работы по увековечению памяти воинов, погибших при защите Отечества.

Традиционно проводятся патриотические массовые мероприятия, такие как «Георгиевская ленточка», «Димитриевская суббота», «Свеча», «Мы помним», «Синий платочек». В массовых мероприятиях патриотической направленности ежегодно принимают участие более 280 тысяч человек.

В целях моральной поддержки военнослужащих, призванных с территории Тюменской области, ежегодно реализуются социальные проекты «Призывник» и «Тепло родного дома». В период призыва в ряды Вооруженных Сил РФ во всех муниципальных образованиях и на областном сборном пункте проходит социально-патриотическая акция «День призывника», в рамках которой проводятся встречи с призывниками, военно-спортивные игры и эстафеты, организуются торжественные проводы в армию.

Большое значение в военно-патриотическом воспитании молодежи имеют общественные организации ветеранов Великой Отечественной войны и труда, которые принимают активное участие в подготовке и проведении мероприятий.

Другим направлением работы по военно-патриотическому воспитанию является приобщение допризывной молодежи к истории Отечества, развитие историко-краеведческого движения, создание условий для участия молодежи в деятельности по увековечению памяти защитников Отечества. В настоящее время в Тюменской области действует 658 школьных музея и музейных комнат. На сайтах образовательных учреждений размещены экспозиции 224 виртуальных музеев.

Работа по увековечению памяти защитников Отечества осуществляется поисковыми отрядами и военно-мемориальными командами. С 2003 года в Тюменской области работает областной поисковый центр, который координирует деятельность 15 поисковых отрядов юга Тюменской области (в 2005 году – 10 поисковых отрядов). Ежегодно поисковики принимают участие в поисковых экспедициях в районы боевых действий времен Великой Отечественной войны. Силами поисковиков Тюменской области проведено более 155 экспедиций, подняты и подготовлены к погребению останки 8058 солдат и офицеров рабоче-крестьянской красной армии, установлены личные данные на 258 человек, 172 из них проживали на территории семи муниципальных образований Тюменской области.

Силами военно-мемориальных отрядов за 2010–2012 годы на территории Тюменской области было благоустроено более 8,5 тысяч ветеранских и воинских захоронений. Всего в 2012 году в деятельности по увековечению памяти защитников Отечества было задействовано более 4 тысяч школьников. Деятельность поисковых отрядов и военно-мемориальных команд регламентируется «Положением об организации поискового движения в Тюменской области».

 

В рамках общественного и социально-благотворительного движения продолжают работать молодежные добровольческие отряды, которыми проводится работа по оказанию хозяйственно-бытовой помощи пенсионерам, ветеранам Великой Отечественной войны, Вооруженных сил, правоохранительных органов, инвалидам, вдовам и матерям погибших военнослужащих и т.д. В 2012 году численность добровольческих социально-благотворительных отрядов достигла 26,2 тысяч человек (2011 год – 24,0 тысячи человек).

Активное участие в социально-благотворительной работе принимают студенты: с марта 2010 года в Тюменском региональном отделении Молодежной общероссийской общественной организации «Российские студенческие отряды» реализуется проект «Спасибо вам за все!», в рамках которого в 2010–2012 годах инженерами молодежного ремонтно-строительного управления было безвозмездно составлено более 350 локальных сметных расчетов по ремонту квартир ветеранов Великой Отечественной войны для получения ими материальной помощи для улучшения жилищных условий. Непосредственно молодежными трудовыми бригадами были выполнены ремонтные работы в 12 квартирах.

Одной из новых форм изучения истории Отечества и Тюменской области становятся клубы исторической реконструкции. Численность участников клубов не превышает 100 человек, однако интерес, который проявляют дети и молодежь к истории доспеха, историческому фехтованию продолжает расти. С 2010 года проводится межрегиональный военно-исторический фестиваль «Огненные версты» с участием клубов исторической реконструкции.

В Тюменской области развивается военно-шефская работа в общеобразовательных школах, включающая в себя пять основных направлений: патриотическое воспитание учащихся; работа с трудновоспитуемыми подростками; правовая пропаганда (беседы, лекции и др.); организация спортивных секций; работа клубов по интересам, кружков, посещение музеев. В шефскую работу по подготовке граждан к военной службе включены  профессорско-преподавательский состав и курсанты Тюменского военного института инженерных войск, офицерский состав воинских частей, дислоцированных на территории Тюменской области. С 2012 года организована работа по развитию военно-шефских отношений со сторожевым кораблем «Ладный» (черноморский флот Российской Федерации), который является подшефным кораблем Тюменской области. Осенью 2012 года состоялись торжественные проводы первой делегации из 7 призывников Тюменской области, отправившихся служить на подшефный корабль Тюменской области – сторожевой корабль «Ладный» (город Севастополь).

Получение начальных знаний в области обороны и подготовка граждан по основам военной службы осуществляется в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом в учреждениях среднего (полного), начального профессионального и среднего профессионального образования в рамках изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) в течение последних двух лет обучения (не менее 68 часов в год). Обучение по курсу ОБЖ прошли все учащиеся 10–11 классов общеобразовательных школ Тюменской области, а также студенты учреждений начального и среднего профессионального образования.

Практической частью обучения основам военной службы являются учебные сборы. Для школьников 10-х классов и студентов начального профессионального и среднего профессионального образования в течение пяти дней проводятся учебные сборы по основам военной службы. Общее количество юношей, подлежащих прохождению учебных сборов в 2011–2012 учебном году, составило 7405 тыс. человек. Прошли учебные сборы в полном объеме (теория и практика) 6728 юношей (91%).Освобождены от прохождения сборов по состоянию здоровья 677 юношей (9% от числа подлежащих прохождению учебных сборов). 100% юношей, имевших освобождение по медицинским показаниям, освоили теоретический курс учебных сборов, сдали зачет и получили аттестацию по предмету. 

Обучающихся, уклонившихся от прохождения учебных сборов в 2011–2012 учебном году, нет.

Кроме этого, с целью повышения качества проведения учебных сборов, на базе воинских частей организованы учебные сборы для 925 юношей (14% от общего числа прошедших учебные сборы), 2250 обучающихся (30% от общего числа прошедших учебные сборы) получили возможность пройти учебные сборы на базе молодежных патриотических палаточных лагерей, а также профильных учреждений военно-патриотической направленности сферы молодежной политики.

Подготовку по военно-учетным специальностям (далее – ВУС) проходят юноши, достигшие возраста 17 лет. Порядок прохождения подготовки по военно-учетным специальностям устанавливает Правительство Российской Федерации. Определение количества граждан, подлежащих подготовке по военно-учетным специальностям, и финансирование мероприятий подготовки по ВУС осуществляются Министерством обороны РФ.

Подготовка организована на базе 5 подразделений регионального отделения ДОСААФ России и учреждений начального профессионального образования. Региональным отделением проводится работа по увеличению количества единиц техники для организации образовательного процесса: в 2012 году автомобильный парк составил 213 единиц, парк авиационной техники (самолеты, вертолеты, планеры и т.д.) – 44 единицы. Приобретаются тренажеры, мультимедийные и компьютерные классы. Доля призывников, прошедших подготовку по военно-учетной специальности по специальности «водитель категории «С» в 2012 году составила 26,3% от общего числа призывников, (2011 год – 21,5%).

В перспективе планируется расширение системы подготовки по военно-учетным специальностям на базе организаций Тюменского областного Совета ДОСААФ России.

Основу добровольной подготовки к военной службе составляют специализированные классы добровольной подготовки к военной службе, целью которых является военная подготовка несовершеннолетних граждан в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования, дополнительного образования, начального профессионального и среднего профессионального образования.Организационное и методическое обеспечение системы добровольной подготовки молодёжи к военной службе осуществляется ГАУ ДОД ТО «Областной детско-юношеский центр «Аванпост».

В 2011–2012 учебном году на территории области действует 232 класса общей численностью более 4,5 тысячи человек (2010–2011 учебный год – 229 классов, более 4,4 тысяч воспитанников). Обучение молодежи осуществляется в рамках единой образовательной программы, предусматривающей теоретические и практические курсы. Развивается профильное обучение в рамках специализированных классов: военно-морская подготовка, воздушно-десантная подготовка, казачьи кадетские группы и другие. Выпускники специализированных классов имеют право выбора видов Вооружённых Сил Российской Федерации при призыве на военную службу. По итогам призывов 2011–2012 годов на военную службу призваны 798 выпускников специализированных классов.

Для слушателей специализированных классов добровольной подготовки к военной службе по окончании первого года обучения организовывается работа областного оборонно-спортивного лагеря «Ратники». В 2012 году смены лагеря прошли на 6 площадках, ежегодно в работе лагеря принимают участие более 1,7 тысяч слушателей СПК ДПВС первого года обучения.

Для слушателей СПК ДПВС второго года обучения проводятся мероприятия по парашютной подготовке (теоретическая и практическая части), в рамках которой воспитанники проходят наземное обучение и совершают по три прыжка с парашютом, что, в свою очередь, может являться основанием для присвоения им третьего разряда спортсмена-парашютиста. Ежегодно парашютную подготовку проходят более 1,8 тысяч человек курсантов второго  года обучения. Занятия по конной подготовке дополнительно проходят 120 кадетов.

Кроме этого, развивается сеть военно-патриотических и спортивно-технических клубов и секций: по итогам 2012 года услугами дополнительного образования на базе учреждений дополнительного образования и досуговых учреждений сферы молодежной политики на систематической основе по образовательным программам спортивно-технической и военно-патриотической направленности охвачены более 5,1 тысяч подростков (2011 год – более 4,5 тысяч), на базе 6 отделений ДОСААФ России занимается около 500 человек.

Действуют более 15 молодежных военно-патриотических объединений, созданы сводный областной альпотряд, учебный поисково-спасательный отряд, региональное отделение «Всероссийского студенческого корпуса спасателей», а также российского молодежного союза спасателей «Россоюзспас». По итогам работы в 2012 году для них прошли палаточные лагеря «Крылья Родины» (парашютная подготовка), «Летний водолазный лагерь», члены сводного альпотряда приняли участие в Чемпионате Вооруженных Сил России по горному троеборью (центр спортивной подготовки «Терскол»). Под эгидой «Россоюзспаса» в 2012 году на базе учебного центра МЧС России по Тюменской области группа молодежного учебного поисково-спасательного отряда прошла обучение с получением квалификации «спасатель нерегулярных спасательных формирований».

Информационная поддержка системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе включает тематические публикации в периодической печати, специализированных изданиях, размещение сюжетов на телевидении, радио и интернет-ресурсах. За 2012 год по данному направлению в средствах массовой информации опубликовано более 3 000 материалов статей, заметок и сюжетов.

На постоянной основе в газете «Тюменская область сегодня» выходит тематическая страница «Новое поколение», где освещаются вопросы реализации в регионе молодежной политики, в том числе развития системы допризывной подготовки молодежи. Уделяется внимание теме патриотического воспитания в молодежных изданиях. Реализуется серия молодежных телепрограмм, тематика которых предусматривает освещение реализации молодежной политики в регионе, в том числе патриотического воспитания (программы «Классно» и «Дважды два»). Действует молодежный информационный портал Тюменской области («Мой портал»), ставший популярным среди молодежи региона. С 2011 года осуществляют деятельность интерактивные медиа-ресурсы «Мое радио» и «Мое TV».

В целях обеспечения научно-методической поддержки, развития инновационного потенциала системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи регулярно обновляется методическая база, издаются специализированные пособия, проводятся тематические исследования и мониторинги.

Совершенствуется система подготовки и повышения квалификации кадров, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи развития системы допризывной подготовки и патриотического воспитания, которая включает: оказание всесторонней поддержки общеобразовательным заведениям, реализующим программы допризывной подготовки, обучение руководителей и организаторов системы военно-патриотического воспитания, их переподготовка и повышение квалификации в системе семинаров, лекториев, сборов, практикумов, курсов повышения квалификации и др.

 


Раздел 2. Цель, задачи, сроки и этапы реализации региональной программы

Целью реализации Программы является создание благоприятных условий для укрепления здоровья, формирования морально-психологических и физических качеств, развития гражданственности и патриотизма молодежи, проходящей допризывную подготовку и призывающейся на военную службу.

Основными задачами, направлениями деятельности по реализации Программы являются следующие:

1.         Сохранение и укрепление здоровья, предоставление обоснованных мер социальной поддержки молодежи допризывного возраста.

2.         Развитие физической культуры и привлечение молодежи к регулярным занятиям спортом, в том числе по военно-прикладным и техническим направлениям.

3.         Воспитание гражданственности, патриотизма и социальной ответственности молодежи, пропаганда культурно-исторического наследия.

4.         Обучение молодежи основам обороны и военной службы в учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования, подготовка по военно-учетным специальностям.

5.         Добровольная допризывная подготовка молодежи к военной службе (по программам дополнительного образования), обеспечение деятельности специализированных классов, клубов, центров.

6.         Информационная и научно-методическая поддержка, обеспечение технических, организационных и кадровых условий совершенствования системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе.

Комплекс программных мероприятий запланирован к реализации в 2013–2015 годах.

 


Раздел 3. Система основных программных мероприятий

Для решения задач и достижения цели Программой предусмотрен комплекс следующих мероприятий.

 

Медико-социальное направление:

·                реализация мер, направленных на сохранение и укрепление здоровья обучающихся образовательных учреждений;

·                проведение диспансеризации и лечебно-оздоровительных мероприятий для юношей допризывного возраста, медицинского освидетельствования призывников;

·                предоставление обоснованных мер социальной поддержки граждан допризывного возраста, в том числе «группы особого внимания»;

·                организация летнего отдыха и оздоровления молодежи, в том числе по военно-спортивному профилю.

 

Физкультурно-спортивное направление:

·                создание условий для эффективной деятельности учреждений и организаций по привлечению детей и молодежи к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

·                проведение спортивных мероприятий и акций, обеспечение участия сборных команд Тюменской области в комплексных соревнованиях (в соответствии с единым календарным планом Минспортуризма и Минобразования);

·                содействие развитию военно-прикладных и технических видов спорта;

·                организация сдачи нормативов по физической подготовке среди юношей допризывного возраста.

 

Социально-культурное направление:

·                реализация мероприятий, направленных на пропаганду историко-культурных ценностей, воспитание гражданской ответственности и патриотизма;

·                организация историко-краеведческой, поисковой и военно-мемориальной работы по увековечиванию памяти погибших при защите Отечества;

·                развитие общественного патриотического и социально-благотворительного движения.

 

Военно-образовательное направление:

·                обучение основам обороны и военной службы в учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования;

·                организация деятельности специализированных классов добровольной подготовки молодежи к военной службе;

·                развитие сети учреждений, реализующих программы допризывной подготовки молодежи к военной службе;

·                обучение юношей призывного возраста военно-учетным специальностям;

·                организация работы с лицами, уклоняющимися от призыва на военную службу.

 

Информационное и организационно-методическое направление:

·                популяризация и освещение в средствах массовой информации тематики патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе;

·                проведение научных исследований, аналитическое и методическое сопровождение системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе,

·                обучение и повышение квалификации специалистов сферы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе.

 

Подробный перечень программных мероприятий приведен в приложениях 1 и 2.


Раздел 4. Финансовое обеспечение региональной программы

Объем финансирования Программы за счет всех планируемых источников составляет:

Задачи

Финансирование, тыс. руб.

ДЦП, в рамках которых осуществляется финансирование

2013 год

2014 год

2015 год

1. Сохранение и укрепление здоровья, предоставление обоснованных мер социальной поддержки молодежи допризывного возраста

-

-

-

«Основные направления развития здравоохранения Тюменской области»

«Основные направления развития отрасли  «Социальная политика» в Тюменской области»

«Основные направления развития образования и науки в Тюменской области»

2. Развитие физической культуры и привлечение молодежи к регулярным занятиям спортом, в том числе по военно-прикладным и техническим направлениям

40 806

40 699

40 686

«Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области»

3.Воспитание гражданственности, патриотизма и социальной ответственности молодежи, пропаганда культурно-исторического наследия

46 220

38 139

38 139

«Основные направления развития образования и науки в Тюменской области»

«Основные направления развития культуры Тюменской области»

«Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области»

4. Обучение молодежи основам обороны и военной службы в учреждениях общего образования, начального и среднего профессионального образования, подготовка по военно-учетным специальностям

 

-

 

-

 

-

«Основные направления развития образования и науки в Тюменской области»

«Основные направления развития образования и науки в Тюменской области»

 

5. Добровольная  допризывная подготовка  молодежи к военной службе (по программам дополнительного образования), обеспечение деятельности специализированных классов, клубов, центров

45 644

44 170

44 170

«Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области»

6.            Информационная и научно-методическая поддержка, обеспечение технических, организационных и кадровых условий совершенствования системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе

40 242

28 725

28 725

«Основные направления развития физической культуры и спорта, молодежной политики в Тюменской области»

«Основные направления информационной политики Тюменской области»

«Основные направления развития образования и науки в Тюменской области»

Всего по Программе

172 912

151 733

151 720

 

 


Раздел 5. Ожидаемые конечные результаты и
показатели региональной программы

Осуществление программных мер позволит создать комплекс правовых, экономических, организационных, кадровых, информационных, технических и других условий, благоприятствующих эффективному функционированию региональной системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе.

Основными ожидаемыми конечными результатами по направлениям программной деятельности являются следующие:

1.        Популярность здорового образа жизни среди молодежи, годность по состоянию здоровья и физическому развитию большинства юношей призывного возраста к прохождению военной службы, эффективное диспансерное наблюдение и профилактическая оздоровительная деятельность в образовательных учреждениях, летних лагерях, социальная защищенность молодежи допризывного возраста.

2.        Привлекательность физкультурно-спортивных занятий, активного отдыха и досуга, массовая физкультурно-оздоровительная и спортивная активность молодежи, доступность качественных специализированных физкультурно-спортивных услуг по допризывной подготовке к военной службе, в том числе расширение возможностей занятия военно-прикладными, техническими и авиационными видами спорта, улучшение физической подготовки учащихся, высокий уровень спортивной квалификации молодежи, прошедшей допризывную подготовку к военной службе.

3.        Укрепление патриотических ценностей в общественном сознании, ответственность молодежи за судьбу Отечества и малой Родины, развитый интерес к российской истории и культуре, толерантное отношение к традициям разных национальных и конфессиональных групп, эффективная работа молодежных и детских общественных объединений, массовость участия в социально-ориентированных акциях и патриотических мероприятиях, популярность и престиж службы в российских Вооруженных силах.

4.        Усиление воспитательного (патриотического) потенциала образовательной среды, компетентность молодежи в сферах безопасности жизнедеятельности, гражданской обороны и военной службы, высокое качество специальной военной подготовки с использованием современных методик и технологий, выполнение показателей, нормативов проведения призывных кампаний.

5.        Наличие и эффективное функционирование сети организаций и общественных объединений, в том числе объектов спортивно-технической инфраструктуры, специализирующихся на допризывной подготовке молодежи к военной службе, востребованность услуг по добровольной допризывной подготовке к военной службе на базе образовательных учреждений, наличие системы профессиональной ориентации, выявления и отбора молодежи, склонных и способных к продолжению образования в военных учреждениях.

6.         Эффективное информационное, научное и методическое сопровождение, инновационное развитие региональной системы патриотического воспитания и допризывной подготовки молодежи к военной службе, высокий уровень квалификации кадров, скоординированное организационное взаимодействие.

Показателем эффекта реализации Программы определен «Доля молодежи, занимающейся в системе патриотического воспитания и проходящей добровольную допризывную подготовку к военной службе», характеризующий охват целевой группы молодежи (14–22 года, старшие школьники и студенты) деятельностью специализированных образовательных и досуговых организаций, общественных объединений, занимающихся различными аспектами подготовки к военной службе. Плановые значения показателя: 2013 год – 23,7%, 2014 год – 24,2%, 2015 год – 24,7%.


Раздел 6. Оценка неблагоприятных факторов
реализации региональной программы

Базовые факторы и условия программной деятельности определяются макроэкономической и социально-политической ситуацией, следуют из реализованного сценария (инновационного, инерционного) развития региона.

К основным рискам реализации Программы можно отнести:

·                сокращение объема, сбои в графике текущего финансирования программных мероприятий и инвестиций в развитие материально-технической базы;

·                неэффективное расходование целевых средств исполнителями отдельных программных мероприятий;

·                несоответствие нормативно-правовой базы актуальным потребностям практической деятельности;

·                несогласованность действий органов власти и организаций, вовлеченных в процесс реализации программных мероприятий;

·                отставание в развитии сети организаций, недостаточная доступность и качество оказываемых населению услуг;

·                слабое участие общественности и средств массовой информации в реализации социальных проектов и пропагандистском сопровождении деятельности;

·                недостаток квалифицированных специалистов, углубление диспропорций в кадровом обеспечении;

·                неготовность к освоению новых методик и технологий, инновационным преобразованиям.

 


Раздел 7. Механизм реализации региональной программы

Общий контроль и управление реализацией Программы осуществляет государственный заказчик-координатор – департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области, выполняющий координационные функции по отношению к другим заказчикам и исполнителям программных мероприятий.

К компетенции государственного заказчика-координатора Программы относятся:

·                разработка нормативных и правовых актов, необходимых для реализации Программы;

·                выработка предложений по уточнению перечня, затрат и механизма реализации программных мероприятий на очередной финансовый год;

·                определение критериев и показателей эффективности, организация мониторинга реализации Программы;

·                координация деятельности государственных заказчиков по реализации программных мероприятий;

·                утверждение предмета проведения открытых конкурсов на оказание государственной поддержки.

Реализация программных мероприятий по военно-патриотическому воспитанию и допризывной подготовке молодежи к военной службе наряду с деятельностью департамента по спорту и молодежной политике Тюменской области предусматривает участие:

·                     департамента здравоохранения Тюменской области (проведение санитарного просвещения и гигиенического воспитания, проведение диспансеризации и лечебно-оздоровительных мероприятий среди молодежи допризывного возраста);

·                     департамента образования и науки Тюменской области (организация общего образования детей и молодежи по безопасности жизнедеятельности, гражданской обороне и начальной подготовке к военной службе, проведение информационно-просветительской работы и массовых патриотических мероприятий в образовательных учреждениях, ведение мониторинга состояния здоровья и физического развития обучающихся);

·                     департамента социального развития Тюменской области (организация летнего отдыха молодежи, в том числе профильных смен исторической, краеведческой, туристической и экологической направленности, оказание обоснованных мер социальной поддержки);

·                     департамент культуры Тюменской области (проведение культурно-массовых мероприятий, в том числе фестивалей, акций, конкурсов патриотической направленности);

·                     военного комиссариата Тюменской области (обучение по военно-учетным специальностям, взаимодействие с воинскими частями, дислоцированными на территории региона, организация информационно-просветительской, военно-шефской работы с молодежью, реализация мер, направленных на повышение престижа военной службы и социального статуса военнослужащих).

Департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области ежегодно уточняет объемы финансирования, целевые показатели и программные мероприятия, механизм реализации Программы, состав исполнителей, запрашивает информацию о ходе выполнения мероприятий Программы.


Раздел 8. Мониторинг реализации региональной программы

Оценка эффективности реализации Программы осуществляется посредством комплексного внутреннего и внешнего мониторинга.

Внутренний мониторинг осуществляется государственным заказчиком-координатором Программы – департаментом по спорту и молодежной политике Тюменской области на основе механизма взаимодействия с государственными заказчиками и заключения соглашений (договоров) с исполнителями программных мероприятий. В соглашениях (договорах) в обязательном порядке отражаются права, обязанности и ответственность сторон, показатели, характеризующие выполнение программных мероприятий и порядок предоставления отчетности.

Государственные заказчики, исполнители программных мероприятий представляют отчет по установленным формам в срок до 15 июля отчетного года, до 15 февраля года, следующего за отчетным годом в департамент по спорту и молодежной политике Тюменской области. Отчеты должны содержать информацию о выполнении программных мероприятий, объемах финансирования и освоении средств, достижении плановых значений показателей, причинах отклонения фактических значений показателей от их плановых значений.

 

ПАРТНЕРЫ ДВИЖЕНИЯ
None
Министерство просвещения
Росмолодежь
Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества СНГ
Телеканал "Победа"
роспатриотцентр
РДШ
РВИО
None
Волонтеры Победы
None
Память поколений
Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
Центральный музей Великой Отечественной войны 1941-1945 гг
«ЮНАРМИЯ» – российское детско-юношеское движение
3.	Министерство культуры Республики Крым
Портал Ветераны.РФ
Год Памяти и Славы
Росрекон